Слова бывшего пленного на суде: «Людвиг Мкртчян рассказывал о своём участии в истреблении мирного населения Ходжалы» - ОБНОВЛЕНО
В среду, 23 июня, в здании Ясамальского районного суда Баку под председательством судьи Бакинского военного суда Эльбея Аллахвердиева состоялось очередное судебное заседание по уголовному делу граждан Республики Армения Людвига Мкртичовича Мкртчяна (1969 года рождения) и Алеши Арамаисовича Хосровяна (1967 года рождения), обвиняемых по соответствующим статьям УК АР.
Как сообщает журналист 1news.az из зала суда, на сегодняшнем заседании завершили выступление потерпевшие и начали выступать подсудимые.
Так, потерпевший Эльшан Исламов (1979 года рождения) рассказал, что был призван в армию в 1997 году, а в 1998 году, когда он находился на передовом посту, его взяли в плен армяне, которые ночью оглушили его и утащили на свои позиции.
«Меня вместе с другими азербайджанскими пленными доставили в Иреван. Там я и увидел Людвига Мкртчяна. Произошло это при следующих обстоятельствах – армянский офицер предложил мне стать коллаборационистом, сотрудничать с ними. В частности, я должен был два года на фронте стрелять в своих соотечественников. Через два года меня обещали вернуть в Иреван, поменять имя и фамилию на армянские, я мог даже жениться там и начать новую жизнь как армянин. В случае отказа обещали сгноить меня в тюрьме… Но я отказался, и тогда Людвиг, который переводил слова этого офицера, ударил меня по лицу.
В плену меня постоянно избивали, даже пытались сжечь, вырвали плоскогубцами золотой зуб, устроили инсценировку расстрела. Нас дубинками выгоняли из камер на хозяйственные работы и чистку территории, и дубинками же загоняли обратно. Били столько, что армяне даже сами уставали, а я привык к тому, что меня постоянно беспричинно избивают. В плену меня посетил один чернокожий представитель Международного Комитета Красного Креста. Он увидел, как я зимой сплю на холодном бетонном полу камеры, возмутился этим, и армяне принесли мне матрас и одежду. Правда, как только он ушел, они тут же всё отняли…
Во время инсценировки расстрела, увидев, что я не испугался, меня ударили прикладом автомата в живот. Желудок с тех пор болит вот уже больше 20 лет…», - заявил потерпевший.
Адвокат А.Хосровяна Тофиг Асланов спросил у Э. Исламова, видел ли он когда-то его подзащитного, на что тот ответил, что нет. В свою очередь, адвокат Л.Мкртчяна – Арзу Джавадов – спросил, как Исламов узнал Людвига, ведь прошло столько лет. Потерпевший ответил, что узнал Мкртчяна сразу. «Его лицо навсегда запечатлелось в моей памяти», - заявил Э.Исламов.
Потерпевший Эльман Гаджиев (1971 года рождения), житель бакинского посёлка Амираджаны, в своём выступлении заявил, что в 1992 году пошел добровольцем на фронт.
«26 сентября 1993 года я попал в плен. При этом армяне меня избили, выбили зубы, после чего привезли в село в Агдере, там в подвале одного из домов посадили на цепь, чтобы я не сбежал. Затем меня отвезли в Шушинскую тюрьму, потом отправили в Ходжавенд, где я год работал на стройке. Людвига Мкртчяна я впервые увидел там, он избил меня, когда я разгружал ночью грузовик с кормом для животных, приехавший из Иревана. Тогда я сказал Людвигу – «Мы с тобой ещё встретимся!», и это ему очень не понравилось. Он и другие армяне избили меня так, что я не мог встать 10 дней, Мкртчян лично сломал мне нос, ударив палкой от метлы…
Мы строили различные постройки в Ходжавенде и Ханкенди, стройматериалы нам привозили из Агдама и Физули, где других азербайджанских пленных заставляли разбирать дома. Так, я строил дом Кара Бабаяна на въезде в Ханкенди со стороны Агдама, с правой стороны. Видел, как из каменных надгробий с азербайджанских кладбищ армяне делали лестницы в селах, а мраморные надгробия шлифовали, стирая с них азербайджанские имена, и продавали.
Тогда Людвиг был молодой, говорил по-азербайджански, предупреждал нас в Шуше – «Я здесь всё знаю как свои пять пальцев, даже не думайте сбежать», - заявил Э. Гаджиев.
Тут стоит отметить, что во время его выступления он и Людвиг пристально посмотрели друг другу в глаза, и это было необычно, так как до сих пор на всех заседаниях Мкртчян не смотрел в глаза потерпевшим. После этого Эльман Гаджиев заявил, что Людвиг, может быть, и забыл его, но сам он никогда Мкртчяна не забудет. Потерпевший также добавил, что, помимо сломанного носа, в армянском плену ему повредили колени, он получил заболевание почек и вынужден дважды в год проходить курс лечения.
Потерпевший Яшар Абдулалиев, приехавший на процесс из Нефтчалинского района, рассказал, что попал в плен в начале 1994 года на Муровдаге в Кяльбаджарском районе республики.
«Мы попали в плен втроём – я, мой земляк Эйваз и парень, которого мы тогда знали как Сеймура. Так вот, его армяне сожгли за то, что он на допросе ударил одного из них. Облили соляркой и подожгли… Запах горящей человеческой плоти – самый ужасный запах на свете… Потом мы видели его обгоревший труп. Лишь много позже выяснилось, что этого нашего воина на самом деле звали Ильгар, он был то ли из Агдаша, то ли из Агсу, сейчас уже не помню…
В плену я встретил бакинского армянина Валерия Айвазяна, он сказал мне, что этой войны никто не хотел, что армяне жили в Баку хорошо.
Людвига Мкртчяна я помню как человека, который в плену избивал меня и вырвал мне золотой зуб», - заявил потерпевший.
Потерпевший Кямиль Бабаев, уроженец Дашкесана, рассказал, что попал в плен, отстав на марше от своей воинской части и заблудившись во время февральской снежной метели и горного тумана.
«В плену мне пытались вырвать титановый зуб, приняв его за золотой, но только сломали его и разозлившись, ударили по голове плоскогубцами так, что я упал. Нос сломали прикладом автомата.
Людвиг Мкртчян бил меня в тюрьме Шуши. Мкртчян особо выделялся жестокими методами пыток азербайджанских пленных, поэтому пользовался уважением. Он всегда говорил с нами на азербайджанском языке.
Меня заставляли работать чернорабочим на стройках домов в Ханкенди. С тех пор у меня проблемы с ногами, расстроены нервы», - сказал потерпевший.
Потерпевший Джахид Гасанов в своём выступлении отметил, что был жестоко избит Алешей Хосровяном.
«Я был свидетелем того, как армяне убили пленного азербайджанского солдата – русского по национальности – за то, что тот, будучи православным христианином, воевал за территориальную целостность Азербайджана. Видел, как мраморные надгробия с азербайджанских кладбищ армяне шлифовали, стирая имена покойников, и продавали. Кроме того, слышал, как Людвиг Мкртчян рассказывал о своём участии в истреблении мирного населения нашего города Ходжалы», - сказал он.
Потерпевший же Джавид Гусеин на процессе рассказал, что в Ханкенди все, кто мог, били азербайджанских пленных, бросали в них камни. «Одна армянка ударила меня по голове камнем так, что я упал весь в крови. Были армяне – военнослужащие-срочники, а были такие, как Людвиг Мкртчян, настоящие боевики», - заявил он.
После этого судья Э.Аллахвердиев спросил у подсудимых, хотят ли они выступить после того, как выслушали всех потерпевших. Алёша Хосровян заявил, что да, и рассказал, что в 1988 году, после окончания срочной службы в Советской армии, вернулся в свой родной город Кафан.
«Я был в Карабахе дважды – первый раз в 1994 году, сопровождая группу студентов, и второй раз в 2020 году. Никого из потерпевших не знаю и никогда не видел. Людвига Мкртчяна впервые увидел на суде, ранее не знал его. Был схвачен азербайджанскими военнослужащими в Джебраильском районе, куда приехал из Кафана, где я работаю таксистом. Мой сосед в Кафане – старший лейтенант армянской армии, служивший в Кафанской бригаде – позвонил мне из Джебраила и попросил привезти ему его автомобиль, пообещав заплатить за это. Я выехал и через Губадлы приехал в Джебраил. О том, что в машине лежит автомат АКМ-74, узнал только в дороге», - заявил Хосровян.
На вопрос прокурора Махира Аббасова, как он один, без проводника, так легко доехал до Джебраила, если утверждает, что никогда ранее не был в тех местах, Алёша ответил, что старший лейтенант постоянно по телефону давал ему указания, куда надо ехать.
Кроме того, Хосровян вновь заявил, что признаёт себя виновным в незаконном пересечении государственной границы Азербайджана, но подчеркнул, что не участвовал в войне в Карабахе. Он также весьма противоречиво заявил, что знал о том, что в Джебраиле стоят армянские войска, но не знал, что этот азербайджанский район оккупирован.
В своём выступлении Алёша Хосровян также сказал, что в Кафане его соседями были азербайджанцы, его одноклассницей тоже была азербайджанка.
«Помню их имена – Агамир, Ариф… Отношения с ними были очень хорошие, я даже участвовал на азербайджанской свадьбе в Зангилане, ничего плохого не было. В 1988 году, когда я вернулся из армии, уже была напряженная обстановка, к нам в Кафан приехало много армян из Баку и Сумгайыта. И когда хотели обидеть наших азербайджанских соседей, мы их защитили», - заявил подсудимый.
На вопрос прокурора Махира Аббасова, знает ли он, что зачинщиком сумгайытских событий был армянин Эдуард Григорян, Алёша Хосровян заявил, что не в курсе этого.
Следующее судебное заседание назначено на среду, 30 июня.
10:20
В среду, 23 июня, под председательством судьи Бакинского военного суда Эльбея Аллахвердиева началось очередное заседание суда по уголовному делу граждан Республики Армения Людвига Мкртичовича Мкртчяна (1969 года рождения) и Алеши Арамаисовича Хосровяна (1967 года рождения), обвиняемых по соответствующим статьям УК АР.
Как сообщает 1news.az, расследованием установлено, что гражданин Армении Людвик Мкртичович Мкртчян (1969 года рождения), по предварительному сговору участвовал в деятельности вооруженных группировок, состоящих из прибывших из Армении, а также проживающих в Нагорно-Карабахском регионе армян, пытал гражданина Азербайджанской Республики, взятого в заложники 12 июля 1991 года и незаконно удерживавшегося около 17 суток в лесу «Баллыджа» недалеко от Ходжалы, а также, выполняя функции переводчика во время допроса сотрудниками спецслужб Армении мирного жителя, взятого в заложники членами армянских вооруженных формирований 13 сентября 1999 г. в селе Тапгарагоюнлу Геранбойского района, доставленного в город Ереван и незаконно удерживаемого в одной из воинских частей города.
Следствием также было установлено, что Людвиком Мкртчяном в различное время были избиты и подвергнуты пыткам 11 взятых в плен граждан Азербайджана на территории Ходжавендского и Агдаринского районов, в Шушинской тюрьме и городе Ереван, а также застрелен из автомата военнослужащий одной из воинских частей Министерства обороны.
Людвик Мкртчян был задержан 20 октября 2020 года на территории села Маликджанлы Физулинского района военнослужащими Вооруженных сил Азербайджана.
В результате проведенных следственных действий также были раскрыты преступные деяния гражданина Армении Хосровяна Алеши Арамаисовича (1967 года рождения), который вместе с Людвиком Мкртчяном жестоко и бесчеловечно обращался с азербайджанцами и пытал их.
Следствием было установлено, что Алеша Хосровян пытал находившихся в плену 5 азербайджанцев, жестоко и бесчеловечно обращался с ними.
Так, Алеша Хосровян подверг жестокому и бесчеловечному обращению военнослужащего одной из воинских частей Министерства обороны, который был взят в плен в апреле 1994 г., и во время незаконного удержания последнего под стражей в одном из домов села Мысмина (Агбулаг) Ходжавендского района принудил его к тяжелым работам по строительству дома так называемого министра обороны Нагорно-Карабахской Республики Бабаяна Самвела Андраниковича.
Кроме того, Хосровян Алеша Арамаисович подвергал пыткам солдат одной из воинских частей Министерства обороны, взятых в плен в 1993-1994 гг., которые содержались под стражей в Шушинской тюрьме, систематически избивая и держа их голодными, тем самым причиняя физические и психические страдания.
Хосровян Алеша Арамаисович был задержан Вооруженными силами Азербайджана 3 октября 2020 года во время попытки провести разведывательные действия на территории Азербайджанской Республики.
Людвику Мкртчяну и Алеше Хосровяну предъявлены обвинения по статьям 113 («Пытки»), 115.2 («Нарушение законов и обычаев войны»), 279.1 («Создание не предусмотренных законодательством вооруженных формирований или групп»), 318.2 («Незаконное пересечение государственной границы Азербайджанской Республики») и другим статьям Уголовного кодекса, и по решению суда они были заключены под стражу.
В настоящее время принимаются комплексные меры по выявлению и привлечению к ответственности других виновных лиц.
Генеральная прокуратура Азербайджанской Республики еще раз заявляет, что в соответствии с поручениями Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева виновные в военных преступлениях и преступлениях против мира и человечности будут выявлены и привлечены к ответственности вне независимости от времени совершения преступных деяний.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
Арестован гражданин Армении, пытавший азербайджанских пленных в годы первой Карабахской войны
Обнародовано фото Людвига Мкртчяна - истязателя азербайджанских пленных – ФОТО
Продлён срок ареста Людвига Мкртчяна - истязателя азербайджанских пленных
В Азербайджане будут судить армян-истязателей азербайджанских пленных
В Азербайджане начался суд над армянами - истязателями азербайджанских пленных - ФОТО - ОБНОВЛЕНО