Российский Военный контингент не является ни исполнительной ни законодательной ни судебной властью в зоне своей ответственности
Автор: депутат Милли Меджлиса Нигяр Арпадараи
Уже несколько раз МО АР демонстрировало оперативную сьемку того, как машины российского военного контингента в Карабахе сопровождают военные автомобили сепаратистов.
Эти видео свидетельства ставят важный вопрос:
- насколько такая деятельность, в принципе, соответствует принципам и рамкам деятельности российского военного контингента? Ведь его задача очень проста: не допустить военных столкновений или инцидентов на территории своей дислокации. Также, если трактовать эту функцию шире, российские военные могут подключаться к ситуациям, когда их деятельность помогает решать насущные проблемы гражданских в зоне их ответственности. Так, как это происходит сегодня, во время снабжения армянского гражданского населения Карабаха по Лачинской дороге.
И это все. Военный контингент не является ни исполнительной ни законодательной ни судебной властью на этой территории.
Нигде, ни в международных, ни в азербайджанских документах, Азербайджан не предоставлял мандата на ведение такой деятельности, ни предоставлял права экстерриториальности Карабаху или российским военным. Даже формулировка в отношении Лачинского коридора никак не освобождает российских военных от необходимости проходить азербайджанский пограничный и таможенный контроль. А отсутствие КПП и погранконтроля сегодня - всего лишь одно из последствий оккупации, такое же как разрушенные города и села, а не юридический факт.
Учитывая все вышесказанное, ситуация, когда российские военные фактически обеспечивают деятельность сепаратистов за пределами абсолютно необходимых потребностей гражданского населения, неправомочны по определению. И уже не столь важно, речь идет о транзите военных в Армению или передвижение их между постами сепаратистов в Карабахе.
Основной миссией военного контингента является обеспечение безопасности населения в послевоенный период, до тех пор, пока, не произойдет установление азербайджанского конституционного строя на этой территории, не только юридически, но и де факто. Все, что находится за пределами этой логики, незаконно.