Релокантка Анастасия Князева: «Я хочу попросить азербайджанское гражданство...» – ВИДЕОИНТЕРВЬЮ
Недавно в гостях у 1news.az побывала Анастасия Князева – одна из релокантов, которые переехали в Азербайджан из России в связи с военными событиями.
За год жизни в Баку девушка пережила не только трудности, с которыми сталкиваются эмигранты, но и болезненный развод. Однако благодаря внутреннему стержню, а также добрым людям, Анастасия смогла выйти из состояния депрессии, адаптироваться в чужой стране и стать лучшей версией себя.
Сегодня А.Князева поет в различных заведениях, привнося новое дыхание в местную музыкальную сферу, и мечтает представлять Азербайджан на «Евровидении». Также она учит азербайджанский язык и хочет получить азербайджанское гражданство.
Свою насыщенную историю переезда из Москвы в Баку девушка рассказала нам в интервью.
- Расскажите, когда вы переехали в Баку и чем было обусловлено ваше решение?
- 23 июня 2022 года я пересекла границу с Азербайджаном не совсем стандартным путем (смеется). Все прилетели, а я «приплыла» в Азербайджан на собственном автомобиле с московскими номерами.
Мы с мужем переехали из-за ситуации в России. Я не поддерживала то, что происходит, я считаю, что войну нужно называть войной. Я наполовину русская, наполовину украинка. Для меня все это было совершенно неприемлемо, и мы решили релоцироваться. Выбор на Баку пал случайно. Мы здесь никогда не были и ничего не знали про Азербайджан.
Я переезжала с мужем и с 11-килограммовым мейн-куном по имени Арчи. Также везла всю свою звукозаписывающую студию. Сухопутные границы с Азербайджаном были закрыты, и мы решили ехать через Казахстан. Это была трасса ужаса, боли и ада, потому что дороги там в ужасном состоянии. К сожалению, у супруга не было водительского удостоверения и весь этот путь за рулем была я. Вначале мы остановились в Атырау. Потом подумали, что, если есть общее море, значит должен ходить какой-то водный транспорт. Мы поехали из Атырау в Актау и полтора месяца дожидались разрешения из генконсульства Азербайджана на пересечение границы паромом вместе с автомобилем. Так мы оказались в Баку.
- У вас на самом деле было очень захватывающее путешествие…
- Да, представьте, я проехала вокруг всего Каспия 3,5 тысячи километров (улыбается).
- Какие у вас были ожидания от Азербайджана и совпали ли они с реальностью?
- Я, например, думала, что все будут говорить на азербайджанском и английском, но, когда с нами начинали говорить на русском, каждый раз удивлялась. Более того – сразу стало понятно, что здесь уважают гостей. Все тебе рады помочь. У меня топографический кретинизм, помню, как я стояла с картой и не знала куда идти. Ко мне сразу подошли люди, полицейские, стали спрашивать, заблудилась ли я, нужна ли мне помощь. В итоге 4 человека довели меня до нужного места! Это было очень удивительно, если сравнивать с той же Москвой, где никто никогда к тебе не подойдет и не поможет.
Про Азербайджан я знала только то, что здесь вкусная еда и нефть. Больше я ничего не знала. А когда начала узнавать, то пришла в ужас, почему нам об этом не рассказывали. Почему нет достаточного пиара, ведь потенциал у страны просто колоссальный. 9 климатических зон, потрясающая природа в регионах. Сам Баку большой, расположен у моря, постоянно развивается.
Было непривычно, что ритм жизни немного другой. Если в Москве люди постоянно торопятся, то здесь все протекает размеренно. Это тебя успокаивает, учит радоваться жизни, солнцу… Люди здесь умеют разделять работу и отдых, обожают собираться с семьями, с друзьями. Особенно мне понравились традиционные азербайджанские завтраки – очень хороший повод встретиться. Я всему этому научилась, и за год жизни в Баку притормозила свой ритм.
- После переезда в Баку вы развелись с мужем. Расскажите, сложно ли было в одиночку начинать жизнь в чужой стране?
- Это произошло немного позже. После приезда в Баку мы c мужем 2 месяца пытались самостоятельно жить, но это было сложно из-за суровых миграционных законов. Невозможно было открыть банковские карты и так далее. Мы были в стрессе, меня накрывала иммигрантская болезнь. Иногда я думала: «Может, все-таки вернуться?» Но потом говорила себе: «Нет, попрощалась с прошлым, теперь иди дальше».
Я не буду скрывать – меня спас «New Zeon». Спас буквально мою жизнь, потому что я уже хотела что-то с собой сделать… («New Zeon» - комьюнити релокантов, основанное в Азербайджане в марте 2022 года и представляющее собой IT-HUB предпринимателей и специалистов, расположившееся в Олимпийской деревне. Главная цель проекта – обеспечение безопасного и комфортного проживания, а также легкости в развитии бизнеса для всех русскоязычных людей, оказавшихся вдали от дома в связи с военными действиями – прим. авт.).
Это была очень тяжелая стрессовая ситуация. Я начала жить и работать в «New Zeon», стала их event-директором. Но потом поняла – для того, чтобы по-настоящему интегрироваться, нужно жить в самом Баку.
Я не живу в комьюнити уже 3 месяца, за это время я узнала гораздо больше невероятных людей, которые развивают здесь культуру, стараются продвигать какие-то идеи. По-настоящему чувствуешь город, когда ты взаимодействуешь с людьми, чаще выбираешься. «New Zeon» – это большой этап в моей жизни и большая любовь, но дальше я решила идти сама. Мой отъезд из комьюнити как раз совпал с моим разводом.
- А как переезд сказался на вашей карьере? В Москве вы тоже были певицей?
- В Москве у меня были кавер-бэнды, я 10 лет проработала в клубах премиум класса, и мне это очень нравилось. Я развивалась в этой сфере, но в какой-то момент меня сильно накрыло. У меня было депрессивное состояние, я задавала себе вопрос – а что дальше? Пробовала что-то новое, но у меня ничего не получалось. И я ушла за кадр.
Я закончила Московскую школу радио и телевидения по специальности диктор и актриса дубляжа. Уйдя за кадр, я стала заниматься озвучиванием, дубляжом и полностью отказалась от сцены. Это не было правильным решением, но я поняла это только со временем. Потом 2 года был карантин. После я начала работать в Российском национальном музее музыки, в отделе просветительской деятельности. Предлагала идеи по развитию, их одобряли, но вскоре началась война и мы переехали в Азербайджан.
В какой-то момент мне захотелось вернуться на сцену. Но меня останавливало то, что я тогда весила 91 килограмм…
- Да, я видела в вашем Instagram кадры «до» и «после». Мне кажется, это хорошая мотивация для людей, которые тоже хотят сбросить вес. Расскажите, как вам это удалось?
- Во-первых, нужно признаться во всем себе. В какой-то момент я вообще перестала смотреться в зеркало, так как мне было неприятно – там отражалась какая-то уставшая женщина 45 лет. А потом я все-таки решилась посмотреть правде в глаза. Встала на весы и увидела эту страшную цифру – 91,2. И сказала себе: «Надо с этим что-то делать». Так начался мой путь трансформации. За 5 месяцев я скинула 31 килограмм. Это была изнурительная диета, которую я не пожелала бы никому. После чего я вернулась на сцену.
- То есть, вы вернулись на сцену, когда уже были в Азербайджане?
- Да, Азербайджан стал для меня тем местом, где я вернулась к себе. И такая история случилась не только со мной. Я заметила, что многие люди, которые забывали о том, чего им хотелось, находили ответы на свои вопросы – наверное, благодаря размеренному ритму, солнцу, вкусным продуктам… Это заставляет остановиться, посмотреть на себя, на мир вокруг и дает неимоверный заряд энергии. Люди тебе улыбаются, ты вначале относишься с подозрением, а потом думаешь: «Давай я тоже улыбнусь…» И это потрясающе.
- А как вы продвигали себя в Баку? Вы делали это самостоятельно или кто-то вам помогал?
- Еще когда я жила в «New Zeon», я стала устраивать квартирники. Квартирники – это уютные ламповые вечера с акустической музыкой, где каждый может выступить и спеть. Обычно я раздаю тексты, стараюсь кого-то вызвать на сцену. Благодаря своим квартирникам я познакомилась с молодым человеком Али, который сильно в меня поверил. А еще – с прекрасной девушкой Валерией. Она сказала, что хочет реализовать музыкальный проект, и никого до этого не видела, с кем можно было бы «заколлабиться».
Когда я покинула «New Zeon», то осталась без работы и жилья и 8 дней жила в своей машине. Ничего, всякое в жизни случается. Зато сейчас я живу на «Торговой» (смеется).
- У вас с этой машиной связано много экстремальных воспоминаний…
- Да, мой «Мурзик» прошел со мной через многое. Я была в стрессе и не понимала, что дальше, в то время как Али водил меня за руку по заведениям на прослушивания, говорил, что нужно делать. А с Валерией мы записали кавер на песню Риты Дакоты – Sat Nam, получив от нее предварительно разрешение. Релиза этого сингла пока нет, но его можно послушать в Instagram и на SoundCloud.
Еще до того, как вернуться на сцену, я оценивала местных исполнителей своим профессиональным взглядом. Как мне показалось, здесь музыканты немного отрешены от публики, как будто между сценой и залом существует барьер. Мне это было непонятно. И когда я начала сама выступать, то решила говорить с людьми. Благодаря сарафанному радио меня стали приглашать в другие места, и я с удивлением обнаружила, что мое расписание забито на месяц вперед. Меня даже пригласили выступить на свадьбе. Это будет первая в моей жизни азербайджанская свадьба. Мне говорили, что ваши свадьбы – это гуляния на полторы тысячи человек, и я с нетерпением жду этого дня.
- Я считаю, что коммуникация со слушателями – хорошее нововведение на наш музыкальный рынок. Мне кажется, людям всегда интересно, когда с ними входят в контакт. Поэтому такой подход обязательно приведет вас к успеху. В принципе, уже привел (улыбаюсь).
- Çox sağ olun!
- Кстати, насчет азербайджанского языка. Вы уже знаете отдельные фразы, умеете изъясняться…
- Из-за того, что я актриса дубляжа, мой слух постоянно цепляет какие-то фразы. Так я выучила свои первые две фразы на азербайджанском. Первая, конечно, совсем простенькая. Когда мы жили на «Кероглу», то часто ходили в гипермаркет Bravo, где я слышала объявления от диктора, которое начиналось с «Bravoda…» А вторую фразу я услышала в метро. Каждый раз, заходя в вагон, я слышала потрясающий голос женщины-диктора. Она говорила: «Qapılar bağlanır. Növbəti stansiya Qara Qarayev» (смеется).
Я поняла, что, если мне нравится Азербайджан и я собираюсь остаться здесь, нужно учить азербайджанский. Меня вообще бесит позиция некоторых людей, которые думают, что им все должны. Ребята, никто вам ничего не должен. Когда вы приезжаете во Францию, вы что требуете, чтобы там с вами говорили по-русски? Там даже по-английски не будут с вами разговаривать. Переезжаете в Азербайджан – учите азербайджанский. Наоборот, скажите спасибо, что с вами здесь из уважения, из гостеприимства, которое заложено у азербайджанцев в крови, говорят на русском языке.
Так что я потихоньку учу азербайджанский. Хотя мне, как русскоговорящему человеку, тюркская группа языков дается тяжеловато. Но когда мне приходит какое-то push-сообщение на азербайджанском, я понимаю, что могу читать, и 40% понимаю без переводчика. Также я чувствую поддержку людей. Когда я в магазине говорю: «Zəhmət olmasa bulka iki ədət. Çox sağ olun», и понимаю, что в моей речи много ошибок, эти замечательные продавщицы улыбаются мне.
- Анастасия, вам также довелось побывать в Шуше. Расскажите про этот опыт.
- Это произошло совершенно случайно. Вагиф Нагиев, который участвовал в украинском «Голосе» и очень известен в Азербайджане, искал вокалистов и устроил кастинг. Я с ним познакомилась и через какое-то время он мне сообщил, что мы едем в Шушу выступать на закрытии международного велотурнира. Я очень удивилась, спросила, точно ли меня пустят в Карабах. Он сказал, что причин волноваться нет.
Когда мы проезжали карабахский КПП, и все показывали свои паспорта, я со страхом протянула ВНЖ. Я сидела и тряслась, думая, что меня не пустят. Но меня пропустили…
Было очень волнительно находиться в Шуше. Во-первых, там невероятной красоты природа. Во-вторых, мне объяснили, что вся инфраструктура, которую я вижу – дорога, трансформаторная подстанция, новые дома – все это было построено за 2,5 года. И меня это восхитило. Я подумала: боже, сколько вкладывается сил, души, финансов, чтобы восстановить этот регион! Но в то же время текут слезы, тебе страшно и больно, когда ты видишь эти разрушенные дома… И понимаешь, что в Украине сейчас творится то же самое…
Ранее я участвовала в создании серий передач «Агдам и я» про разминирование Агдамского района для телеканала CBC. Всего было 10 серий, в которых я дублировала женский голос. Работа над этим проектом заняла достаточно много времени, потому что во время просмотра я постоянно плакала… Эта тема для меня сейчас достаточно триггерная.
Если мне когда-то дадут азербайджанское гражданство, я бы хотела поменять свою фамилию и стать Пашаевой. Эта фамилия по смыслу схожа с моей нынешней фамилией – Князева.
- То есть, вы хотите получить азербайджанское гражданство…
- Да, я бы очень хотела поменять гражданство. На самом деле, у меня есть такое право, если я обращусь лично к Президенту Ильхаму Алиеву и попрошу убежища, скажу, что хочу жить в Азербайджане, платить здесь налоги и развиваться. И я хочу этим правом воспользоваться.
Российской Федерации, гражданкой которой я являюсь до сих пор, я ни как гражданин, ни как творческая единица не нужна. Да и слава Богу, мне и самой не надо. Я очень хочу представлять Азербайджан на «Евровидении». Считаю, что у меня получится это достойно сделать. Я с радостью выйду и подниму флаг Азербайджана. Сейчас у меня пока только ВНЖ, которое я с гордостью везде показываю. А свой паспорт РФ прячу, потому что мне стыдно…
- Анастасия, мы желаем вам, чтобы все ваши планы осуществились!
- Большое спасибо!
Фото, видео: Надир Ибрагимли, личный архив Анастасии Князевой
Читайте также:
Российские релоканты в Баку: «Это было бегство…» - ИНТЕРВЬЮ - ФОТО
Жизнь российских релокантов в Баку глазами журналиста Павла Лобкова - ВИДЕО
Илья Флакс: «Расположившийся в Олимпийской деревне проект New Zeon схож с Силиконовой долиной»