Узеир Гаджибейли - гений, судьба которого связана с историей

Сегодня, 18 сентября, день рождения одного из гениев Карабаха, просветителя, мецената, одной из самых ярких фигур не только Азербайджана, но и всего Кавказа, нашего великого композитора Узеира Гаджибейли.
Сложно найти второго человека, чья судьба и творчество были бы настолько связаны с историей не только своей родины, но и всего мира. Все политические процессы, которые несли беды в Азербайджан до конца XIX - середины ХХ века, трагические события, определившие судьбу региона, отразились и на судьбе Узеира Гаджибейли и определили его жизненный путь.
Последняя принцесса Карабаха Хуршидбану Натаван сама выбрала мать Узеира Гаджибейли, Ширин ханум в качестве супруги Абдулхусейн бека, одного из интеллектуалов Шуши. И так, самая удивительная личность Шуши родилась в 1885 году в Агджабади именно в доме Натаван.
Поскольку его отец был помощником Натавана и его семья любила дочь Xана, все интеллектуальные и культурные встречи Шуши были открыты для Узеира, когда он был еще молод. Он смог получить хорошее образование и хорошо выучил русский язык. Он познакомился с мировой классикой, искусством, современной мировой мыслью в Горийской семинарии и долгое время работал учителем после возвращения на родину, преподавал русский язык, историю и музыку в Джебраильском уезде, города Баку и обучал свой народ. Но его это не удовлетворило, и он подготовил русско-тюркский и тюрко-русский словарь.
Но самой яркой страницей его биографии, которая оторвала его от местного человека и превратила в феномен всего Кавказа, были, конечно, его музыкальные произведения. Интересно, что всего за четыре года он написал три оперетты, «Муж и жена», «Не та, так эта» и «Аршин мал алан», не имея никакого профессионального музыкального образования, и эти три оперетты были исполнены по всему Кавказу, в Турции, Болгарии и царской России, получили большую известность.
Гонорары за его оперетты, которые уже были популярны на Кавказе, позволили Гаджибейли в 1913 году поехать в Санкт-Петербург, где он получил профессиональное композиторское образование. Однако, Первая мировая война, начавшаяся всего через год, прервала образование Узеир бека, и он вернулся в Баку. В 1920 году, в первые годы существования Советского Союза, великий композитор, потомок беков, объявленный врагом, был спасен от расстрела Нариман Наримановым. Среди почитателей его искусства был и сам Сталин, и это восхищение со стороны диктатора гарантировало великому композитору безопасность в годы репрессий.
Известный русский поэт Михаил Лермонтов - один из писателей, наиболее часто отражающий в своих произведениях тематику Кавказа. В одном из своих писем Лермонтов сравнил азербайджанский язык с французским, написав: «Очень важно знать тюркcкий язык на Кавказе, и большинство народов здесь владеют этим языком. Тюркский для Кавказа все равно, что французский для Европы.
Великий поэт пришел к такому выводу не случайно. В конце XIX начале XX веков культурным и административным центром Кавказа был Тифлис, а промышленной и торговой столицей - Баку. Поскольку центром нефти и торговли был Баку, именно здесь устанавливали деловые отношения и компании из Европы. Таким образом, азербайджанский язык имел экономическое и коммерческое значение для всего региона, и грузины, армяне, чеченцы, курды и представители других национальностей, проживающие в крупных городах, могли говорить на этом языке.
Учитывая мультикультурализм того времени, было неизбежно, что такой великий композитор, как Узеир Гаджибейли, станет феноменом всего Кавказа, а его оперетты станут популярными во всем регионе. Благодаря популярности в то время азербайджанского языка, такие оперетты, как «Не та, так эта», «Аршин мал алан», «Муж и жена», вскоре были переведены на языки всех народов Кавказа, включая русский, и ставились армянскими, грузинскими и русскими театральными труппами в царской России, Турции и даже в Европе. Иногда, если даже из зависти имя Узеир бека не упоминалось на афишах, оперетты доходили и до Франции.
Вторая причина, по которой оперетты Узеира Гаджибейли приобрели популярность в стране, а затем и в Европе, заключалась в том, что в этих опереттах было отображено противостояние между феодальным миром, доживающим свои последние дни и новой городской жизнью. В то время, как передовая мировая литература, которую он изучал в годы учебы в Горийской семинарии, сыграла важную роль в мировоззрении Узеир бека, общение с жителями Шуши, где он родился и вырос, и местными жителями в низинных районах, где он провел часть своего детства, позволили ему лучше узнать простых людей. Такое разностороннее мышление позволило Узеир бею так органично сопоставить жизнь и традиции простых людей требованиям современного мира в своих произведениях, особенно в опереттах.
Неслучайно Мешади Ибад, символ феодальной системы, и Сарвар, гимназист, олицетворявший новую жизнь, науку и современность, столкнулись в музыкальной комедии «Не та, так эта». По сути, оперетта была новой, профессионально урбанизированной версией популярной в народе сюжетной линии - типичного соперничества между «богатым стариком» и «бедным мальчиком». Здесь, как и в «Аршин мал алан», старые феодальные традиции проигрывают новым универсальным ценностям, а современность побеждает консервативность.
В то время это была наболевшая тема для всего Кавказа, потому что подобные традиции считались характерными для всех народов Кавказа. Это также являлось одной из причин интереса к опереттам Узеир бека.
И, наконец, еще одной причиной, по которой его оперетты, а затем и произведения стали родными для всего региона, было широкое использование популярных фольклорных мелодий и песен. Он перевел на язык нот народные мелодии, которые когда-то слышал повсюду – от Карабаха до Арана, от Тифлиса до Баку, а народные песни превратил в арии своих героев, таким образом увековечив время в своих произведениях. Например, мелодия дуэта Лейли и Ибн Салама из оперы «Лейли и Меджнун» была услышана Узеир беком от певцов в Шуше. Композитор снизил темп мелодии и наложил ее на дуэт. И таких случаев в его творчестве десятки. Поэтому, произведения Узеира Гаджибейли – это не только красивая музыка и великое искусство, но еще и художественно познавательный экскурс по истории Кавказа.
Одним из главных направлений Узеира Гаджибейли на протяжении всей его карьеры была идея модернизации. В своих фельетонах он переосмыслил структуру и ценности, перевел мугам, который до сего исполнялся лишь устно, в ноты, тем самым открыв путь к рождению искусства мугама. С другой стороны, Узеир бей дал толчок великому процессу просвещения. Он, не колеблясь, пожертвовал свои личные средства и зарплату, чтобы помочь молодежи своего народа получить музыкальное образование.
Узеир бей, как и все его произведения, прославился, как очень современный человек, новатор. На него повлияла мировая литература, которую он читал, биографии европейских мыслителей. Подобно тому, как великий французский писатель Виктор Гюго организовывал обед для бедных жителей города по воскресеньям в своем доме и ел вместе с ними, Узеир-бей организовывал «дни плова» для бедных студентов по воскресеньям, собирая их в своем доме и ел с ними.
Если попытаться выразить все произведения Узеир бека в одном предложении, одним из наиболее подходящих выражений может быть: «Человек, который связывает культуру своего народа с миром».
Айбаниз Исмаилова
Глава отдела международных отношений
Азербайджанская община Нагорно-Карабахского региона Азербайджана