GÜNDOGAR: Туркмено-азербайджанский договор о нефтяном месторождении на картах
Несмотря на разногласия между Туркменией и Азербайджаном о разделе Каспийского моря, обе страны могли бы достичь экономически осуществимого компромисса по вопросу оффшорной нефти и газовых месторождений, на которые претендовали оба государства, сообщают наблюдатели NB Central Asia.
В середине июня министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев сказал, что он не «исключает» разработку месторождения «Сердар-Капаз» в сотрудничестве с Туркменией, даже притом, что переговоры пока не закончились принятием соглашения по поводу того, кому это месторождение принадлежит.
Месторождение, известное как «Сердар» в Туркмении и «Капаз» в Азербайджане, является огромным нефтяным и газовым месторождением, расположенным на дне море между Туркменией и Азербайджаном. По оценкам, оно содержит 80 миллионов тонн нефти и 32 миллиарда кубометров газа.
Определенная совместная работа проводилась и раннее, но до 1991 года, пока Туркмения и Азербайджан были в составе Советского Союза, который имел один сектор в Каспийском море, в то время как Иран имел другой.
После того, как Советский Союз распался, прикаспийские независимые государства не могли договориться между собой и Ираном, где должны проходить морские границы. Баку настаивает на делении моря по срединной линии от берега. При таком разделении львиная доля нефтяных запасов отойдет Азербайджану, в то время как Туркмения хочет, чтобы в основу деления было принято во внимание, где расположены месторождения относительно берега.
В конце девяностых, и затем в 2001 году, Туркмения пробовала предоставить права управления месторождением «Сердар-Капаз» инвесторам, чтобы они управляли им от лица Туркмении. Азербайджан был против этого решения. Тогда отношения между Туркменией и Азербайджаном были прерваны, и статус месторождения был оставлен в неопределенности.
Эти две страны возобновили дипломатические отношения в декабре после того, как туркменский президент Сапармурат Ниязов скончался. Его преемник, Гурбангулы Бердымухаммедов, был гораздо более открыт для переговоров, и отношения возобновились.
Казахстанский экономический эксперт Петр Своик указывает, что Туркмения стремится стать производителем нефти и газа, но ее останавливает недостаток оффшорного оборудования для бурения и недостаток квалифицированных кадров.
По контрасту, Азербайджан имеет эти технологии и заинтересован в использовании всех ресурсов Каспийского моря, включая и «Сердар-Капаз». Азербайджан - главный поставщик энергоресурсов для трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и желает использовать его вместимость по полной программе - 80 миллионов тонн в год, но в настоящее время пропускает приблизительно половину этого количества.
«Все эти обстоятельства подталкивают Азербайджан и Туркмению скорее к сотрудничеству, нежели к конфронтации», - сказал Своик. «Плюс мы имеем нового туркменского лидера, который собирается быть лучше (чем его предшественник), и более готовым на компромиссы».
Наблюдатель от NBCentralAsia, основанного в Ашхабаде, сказал, что компромисс будет достигнут только после того, как только юридический статус Каспийского моря будет определен. Многое зависит от иранской позиции, которая расходится с туркменской.
«Иран пробует или остановить переговорный процесс в целом, или отложить его с целью разного рода манипуляций», - заявил он.
Однако, Ровшан Ибрагимов, глава отдела международных отношений университета «Кавказ» в Баку доказывает, что восстановление отношений по обсужденному месторождению поможет обеим странам приблизить позиции, наконец, в вопросе о статусе Каспия.
«Если Туркмения и Азербайджан договорятся о «Сердар-Капаз», Туркмения могла бы согласиться с соглашениями, подписанными Россией, Казахстаном и Азербайджаном, по которым Каспий делится на национальные секторы, позволяя всем четырем постсоветским странам начать конструктивные переговоры с Ираном», - сказал Ибрагимов.
Перевод: Гюнель Наджафалиева, 1news.az