Эльхан Нуриев: «Нас в Европе воспринимают как единственное на Кавказе независимое светское государство с мусульманским населением»
Интервью 1news.az с политологом, профессором Эльханом Нуриевым
- Эльхан муаллим, насколько сильно влияет осуществление транспортировки энергоресурсов со стороны Азербайджана в страны Европы на дальнейшее развитие отношений между нашими государствами?
- Повышающийся ежедневно интерес к Азербайджану на международной арене, в частности среди развитых стран мира, я думаю, ошибочно связывать только с нефтегазовым и транспортным фактором. В последнее время большое внимание Южно-Кавказскому региону и особенно Азербайджану уделяет Европа, что обычно связывают в основном с транспортно-энергетическими интересами. Но не следует забывать, что наша страна является точкой совпадения геополитических и стратегических интересов мировых держав, которые заинтересованы в светском и политически стабильном Азербайджане. Нас в Европе воспринимают как единственное на Кавказе светское государство с мусульманским населением, роль которого в стабильности региона незаменима.
- На фоне отношений Азербайджана с европейскими странами особняком стоит Норвегия, которая больше делает акцент на политические моменты, чем на экономические. Представители этой страны активно выступают, когда считают, что нарушаются права человека и демократические свободы. Сейчас глава МИД Азербайджана находится с визитом в Норвегии, как вы оцениваете перспективы дальнейших отношений между нашими странами?
- Мы наблюдаем в последнее время осуществление ряда визитов на уровне руководства Азербайджана в страны Европы. Можно привести в пример недавнее участие президента Ильхама Алиева в открытии нового газопровода на турецко-греческой границе, последовавший затем официальный визит главы Азербайджана во Францию, встречи с руководством этой страны, с руководством всемирно известной нефтяной компании Total. Сейчас глава МИД Эльмар Мамедъяров находится с визитом в Норвегии, где также в частности встречается с главой МИД и руководством нефтяной компании Statoil.
Хочу напомнить, что Норвегия не является членом Евросоюза, трижды проводилось голосование по вопросу вступления в ЕС, и каждый раз большинство норвежцев высказывалось против этого. Норвегия имеет свои нефтегазовые запасы, транспортные и морские маршруты, а также не желает менять свою Конституцию в угоду общеевропейским законам. То есть логически, эта страна боится больше потерять, чем приобрести от полной интеграции в ЕС, и предпочитает принимать участие в европейских проектах, но не более того. Будучи не раз в Норвегии я проводил полемику со многими аналитиками и ставил вопрос: почему Норвегия, сама не желая идти на уступки Евросоюзу и продолжить процесс полной интеграции в европейское сообщество, требует от других стран, в частности на постсоветском пространстве, чтобы они безоговорочно интегрировались в европейские структуры? И я заметил, по отношению к Азербайджану в Норвегии, которая обычно придерживается нейтральной внешней политики, проводится очень интересный курс: в отношениях к нам они делают упор больше на политические вопросы, чем на экономическое сотрудничество. Весьма активную правозащитную деятельность ведут послы Норвегии в Азербайджане, часто касаясь вопросов демократии и прав человека. Но мой анализ показал, что это связано в основном с защитой норвежских экономических интересов. Крупная мировая нефтегазовая компания Statoil, принимает большое долевое участие в различных контрактах в Азербайджане в области добычи и транспортировки нефти и газа. К примеру, сейчас в норвежской прессе идет обсуждение и появляются аналитические публикации на тему, как Statoil может повлиять на ускорение демократических процессов в Азербайджане. То есть в руководстве этой страны рассматривают эту нефтяную компанию и как рычаг политического давления на общественно-политические процессы в Азербайджане. То есть, делая упор на некоторые политические вопросы, Норвегия стремится получить гарантии для стабильного процветания своего бизнеса в Азербайджане. В конечном итоге экономические интересы все больше преобладают в отношениях между нашими странами, и этот процесс идет по нарастающей.
- Норвегия - страна Северной Европы, имеющая собственные нефтегазовые запасы, с чем тогда может быть связан такой повышенный интерес этой страны к внутренним процессам в Азербайджане?
- Норвегия - коммерческий оператор транспортного газового проекта Баку-Тбилиси-Эрзурум, имеет также долевое участие в разработке углеводородных запасов в Азербайджане. Руководство Норвегии очень внимательно отслеживает политические процессы в Южно-Кавказском регионе и его лидере - Азербайджане, потому что Норвегия и Statoil заинтересованы в политической стабильности здесь, что является гарантом осуществления, дальнейших экономических проектов в Азербайджане и на Южном Кавказе.
- А насколько реально, то, что постепенное проникновение Азербайджана на энергетические рынки Европы нервно может восприниматься со стороны Норвегии, являющейся крупным нефтегазовым поставщиком в европейские страны?
- Естественно Норвегия внимательно следит за этим процессом, анализирует процессы вокруг Азербайджана и векторы геополитических интересов сильных стран мира. Все больше норвежские правительственные круги интересуют не только чисто экономические проекты, но и векторы внешней политики Азербайджана, защита своих интересов со стороны официального Баку на международной арене, комплекс внутренних вопросов, демократические реформы. К примеру, в последнее время у аналитиков этой страны проявляется огромный интерес ко всему, что связано с исламом и его развитием в Азербайджане, что является уже политическим интересом к нашей стране. Аналитические центры и институты Норвегии моделируют различные консалтинговые проекты и сценарии развития общественно-политической ситуации в Азербайджане. В частности подобной работой занимается Институт международных дел Норвегии, где на днях выступил глава МИД Азербайджана Э.Мамедъяров.
Совсем недавно я выступал в этом институте на тему перспектив отношений Азербайджана с Европой. К примеру, на презентации моей книги и докладе в этом норвежском институте присутствовал представитель компании Statoil, очень активно принимающей участие в консалтинговых проектах Института международных дел, который, по всей видимости, активно консультирует правительство Норвегии по различным внешнеполитическим вопросам. Во время многочисленных консультаций и обсуждений с руководством этого института, представителем Statoil и норвежскими аналитиками у меня сложилось впечатление, что их интересует вероятность различных рисков или форс-мажоров в политической жизни Азербайджана. Вместе с тем норвежскую сторону интересует, как активно мы намерены интегрироваться в европейские структуры. И мои норвежские коллеги были рады, когда я им дал понять, что Азербайджан не торопится и предпочитает проводить в вопросе интеграции в ЕС программу step by step – «шаг за шагом», не ускоряя этого процесса по примеру Грузии или Украины. Сама Норвегия строит отношения с ЕС, исходя из своих интересов, и имеет свой отдельный статус неприсоединившегося государства, ведущего свой вектор европейской политики, поэтому в Норвегии ревниво относятся к тем государствам, которые отдают полный приоритет отношениям с ЕС. Учитывая перспективы проникновения Азербайджана на рынки Европы, Норвегия не желает, чтобы официальный Баку был зависим от внешней политики Евросоюза, и заинтересована в продолжении ведения Азербайджаном сбалансированной внешней политики, которая очень положительно оценивается в норвежских правительственных кругах.
То есть в отношениях Азербайджана и Норвегии есть взаимный здоровый экономический и политический интерес, каждая страна является нефтегазовой и занимает лидирующую роль в своих регионах. Норвегия имеет свои интересы и ведет свой вектор внешней политики, который не обязательно совпадает с политикой Евросоюза, и я думаю, этот фактор не стоит сбрасывать со счетов ни сейчас, ни в перспективе построения более глубоких отношений между Азербайджаном и Норвегией.
Ризван Гусейнов, 1news.az