Анар Мамедханов: «Следующее после нас поколение азербайджанцев не будет настроено на мирные переговоры с армянской стороной»
Эксклюзивное интервью 1news.az с депутатом Милли Меджлиса Анаром Мамедхановым
- Как вы оцениваете новый законопроект «Об образовании», представленный на обсуждение в Милли Меджлис?
- С образованием в Азербайджане произошла интересная метаморфоза: от советской системы образования, мы отошли… и ни к какой системе не пришли. Какую бы модель мы сейчас не выбрали: европейскую, венецианскую или любую другую, вся система образовательная полностью должна поменяться и принять совершенно иную конфигурацию. А мы сейчас принимаем беззубый закон, в котором - какие-то общие тезисы, никакой конкретики, одни декларативные заявления. К примеру, мне непонятно как будут существовать у нас и магистратура, и аспирантура вместе в Азербайджане? Есть много подобных противоречивых пунктов в законопроекте, которые исходят из его внутренней бессистемности.
- Как вы оцениваете включение в законопроект пункта о запрете ношения хиджаба и религиозной одежды в учебных и образовательных заведениях страны?
- В этом вопросе я стараюсь быть очень тактичным и не выходить за рамки этики. Я стараюсь выслушивать все точки зрения по этому вопросу: МВД говорит, что нельзя фотографироваться на паспорт с покрытой головой – это одно мнение, учебные заведения говорят, что нельзя посещать занятия в хиджабе, по аналогии с Турцией, где по решению Ататюрка в свое время запретили посещать все госучреждения с покрытой головой – это второе мнение, и третье: что мы светское государство, уважающее законы вероисповедания, и выбора, что и как одевать.
И те кто «за» и те кто «против» ношения хиджаба, говорят очень аргументировано и основываются на серьезных доводах. Тут можно долго спорить, опираясь на противоречие подходов и мнений, но я считаю, что у нас должен выйти вперед человек, который возьмет на себя ответственность и примет волевое решение, сказав, что это будет так и никак иначе. Если хотите знать мое мнение, то я за то, чтобы принять вариант Ататюрка, который волевым решением запретил ношение хиджаба в государственных и учебных заведениях, указав, что частная жизнь отличается от государственной. Дело в том, что мы живем в очень паршивый исторический момент, когда есть большая угроза роста религиозного экстремизма, наверно, если бы была более спокойная и размеренная жизнь, никто бы не обратил внимания на подобные вещи. Я сам стою перед дилеммой и мне очень трудно судить в этом вопросе, потому что до сих пор не сложилось единого мнения.
- Было очень много разнотолков по поводу осуществленной поездки делегации азербайджанских НПОшников в Армению, теперь они вернулись и выступают с различными высказываниями по поводу организации и проведения этих встреч в Ереване. Какое мнение у вас сложилось по поводу таких визитов в Армению?
- Я так и знал, что как только наши вернутся из Еревана, то скажут, что нас обманули армяне, и мы так не договаривались, а все получилось по-другому. Отмечу, что это просто тусовка, которая периодически в одном и том же составе ездит, встречается, что-то обсуждает и никакого влияния не имеет на общественное мнение страны и тем более на ход переговорного процесса по Карабаху. Тем не менее, отмечу, что наше общество всегда бросается в крайности: то у нас все - герои, то все - предатели. Я против того, чтобы говорить, что те, кто ездит в Армению – предатели, и против того, чтобы говорить, что они занимаются полезным делом. Это их работа как неправительственных организаций, они отрабатывают то, что им положено и не более того.
- С чем могут быть связаны участившиеся в последнее время комплименты со стороны некоторых армянских политиков, в частности, премьера Сержа Саркисяна в адрес Турции и Азербайджана?
- Без сомнения Серж Саркисян - хитрый человек, и зная, как он пришел к властной верхушке, как завязан на крови и деньгах, не думаю, что он именно тот политик, который пойдет на уступки Азербайджану. Но, тем не менее, именно такой человек со скудным мировоззрением и примитивными взглядами мелкого торговца нам выгоден на посту главы вражеского государства.
- Насколько за прошедшие годы поменялись умонастроения в азербайджанском и армянском обществах по отношению к урегулированию конфликта в Карабахе и дальнейшего сосуществования наших народов?
- Хочу отметить, что за этот период азербайджанское общество более радикализировалось в вопросе решения конфликта в Карабахе. Кстати, на международной Дортмутской конференции, где я принимал участие, мною было высказано мнение, что поколение ровесников Полада Бюльбюль оглу – это последнее поколение, которое работало с армянами и близко с ними знакомо, - постепенно уходит из общественно-политической жизни. Затем следует мое поколение, которое только училось с армянами, и имело какой-то опыт общения с ними, пока не наступил распад СССР. А уже следующие поколения азербайджанцев лично не знакомы с армянами, представляют их в образе монстров и врагов. То есть пока еще активно мое поколение в общественно-политической жизни, армяне должны договариваться с нами, потому что следующее поколение не будет настроено на мирные переговоры с армянской стороной.
Ризван Гусейнов, 1news.az