Простят ли грузины Михаила Саакашвили?
Грузинский ЦИК объявил предварительные итоги президентских выборов. Михаил Саакашвили набрал 52,21% голосов, лидер объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе - 25,6%. Третьим, если верить официальным данным, к финишу пришел Бадри Патаркацишвили с 6,99%.
Оппозиция эти результаты не признает, требует провести повторный подсчет голосов, говорит о многочисленных нарушениях и подтасовках, использовании административного ресурса. Противники Саакашвили собираются добиваться правды с помощью акций неповиновения: они заявили о начале голодовки и планируют новые митинги под лозунгом «Грузия без Саакашвили!». Но даже если «уличные методы» не подействуют, у оппозиции остается последний шанс - лишить главу государства власти законным путем.
Дело в том, что помимо выборов президента на голосование были поставлены еще два вопроса: о вступлении Грузии в НАТО и о дате проведения парламентских выборов. Именно второй вопрос стал причиной политического кризиса, начавшегося осенью и завершившегося досрочными выборами главы государства. Михаил Саакашвили собирался провести парламентские выборы осенью 2008-го - зимой 2009 года, якобы для «экономии бюджетных средств». Оппозиция настаивала на соблюдении конституционных сроков – весна 2008-го. Под этим лозунгом люди и вышли на улицы в ноябре. Чем это закончилось - все хорошо помнят: разгоном демонстраций при помощи слезоточивого газа, дубинок и резиновых пуль.
Хотя результаты голосования по срокам выборов в парламент пока не объявлены, судя по данным экзит-пулов (даже официальных, проведенных по заказу проправительственных телекомпаний), они будут именно весной. Оппозиция рассчитывает получить на них большинство и провести уже через законодательный орган конституционную реформу, существенно сократив президентские полномочия и фактически превратив Грузию в парламентскую республику. Другой вопрос, позволит ли Саакашвили это сделать. Если ему удалось подтасовать результаты президентских выборов (в том, что подтасовки действительно были, не сомневается никто – кроме разве что наблюдателей от ОБСЕ), то почему не устроить точно такую же «карусель» на выборах народных избранников?
«Карусель» - так называют в Грузии основную схему, которую власти, как утверждают, использовали 5 января для фальсификации голосования. Людей сажают в автобусы и возят по избирательным участкам с тем, чтобы они несколько раз проголосовали, «как положено». Благо возможностей для этого предостаточно. В Грузии до сих пор нет более-менее точных списков избирателей: по всей стране зарегистрированы около 3,4 миллиона человек, имеющих право голоса, на самом деле их чуть ли не в два раза меньше.
Как теоретически могут быть осуществлены подтасовки, у меня была возможность увидеть на одном из избирательных участков в центре Тбилиси. В списках – около 1200 человек. Но проголосовать может любой желающий – достаточно прийти и заявить о своем желании опустить бюллетень. Фамилию впишут в списки, выдадут «специальный конверт» для голосования. «Специальный конверт» красного цвета (как и предвыборная символика Саакашвили – «номера пять» в списке кандидатов) опускается в общую урну. На том участке, где я наблюдала за «свободным волеизъявлением грузин», красных конвертов была почти половина. И где гарантия, что, проголосовав на этом участке, избиратель не отправится на следующий? Только специальная пометка на руке?
Красный цвет этой зимой - основной в грузинской столице. Сторонникам Саакашвили прямо на улицах раздают символику – шапки и шарфы с номером пять (вещь в хозяйстве полезная – в Тбилиси снег и морозы). На каждом шагу – плакаты с фотографиями лидера «революции роз» в окружении народонаселения: Саакашвили с детьми, Саакашвили со стариками. На рейсовых автобусах – все то же действующее лицо. «Вот вчера поставил в гараже машину, наутро прихожу – на нее кто-то за ночь наклеил вот это», - таксист показывает на призыв голосовать за «номер пять». - А что я могу сделать? Отклеить нельзя – с работы уволят. Вот и вынужден агитировать за Мишу. Чтобы ему пусто было!».
В Тбилиси сложно найти человека, который бы голосовал за бывшего (и видимо, будущего) президента. К лидеру нации у каждого свои претензии. У кого-то родственника посадили (как утверждает оппозиция, когда Саакашвили пришел к власти, в стране было 5 тысяч заключенных, сейчас – более 20 тысяч). Кто-то остался без работы - безработица в Грузии бьет все мыслимые и немыслимые рекорды. Кто-то пострадал во время разгона спецназом митинга 7 ноября.
На победу президента бросили все административные ресурсы. Саакашвили очень хотел если не повторить свой успех 2004 года (тогда он получил 95% голосов), то надеялся хотя бы на 60-70%. 52% (сколько из них реальных, остается только гадать) – конечно, тоже достаточно, чтобы победить в первом туре. Но все равно лишь половина избирателей. А Саакашвили очень хочет быть отцом всей грузинской нации.
Купить избирателей Саакашвили пытался традиционным накануне любых выборов способом – повышением зарплат госслужащим и пенсий. Особо не подействовало, как и разыгрывание «абхазской карты» – чуть ли не круглосуточно телеканал «Рустави-2» рапортовал, что российские миротворцы не дают возможности живущим в Абхазии грузинам «перейти административную границу, чтобы принять участие в голосовании». Не помогло и постоянное мелькание самого Саакашвили на полностью подконтрольном ему телевидении (кроме канала «Кавкасия», вещающего только на Тбилиси). 4 января, когда в Грузии уже был день тишины, а любая политагитация запрещена, речь Саакашвили перед сторонниками, размахивающими национальными флагами во Дворце спорта, транслировали минут 30 по всем каналам одновременно. А через пару часов после закрытия участков, когда не было даже первых итогов, в здании филармонии Саакашвили уже праздновал победу. Начался концерт с нового гимна под названием «Миша крутой!» (буквально, в переводе с грузинского.)
Саакашвили видимо, решил, что лучший способ успокоить народ – устроить праздник. В ночь после выборов на улицах – явно организованные колонны автомобилей с грузинскими флагами. Праздновать на улице холодно. Да и опасно – сторонники оппозиции могут не понять. А грузины народ горячий.
Оппозиция уверяет, что предвыборная кампания Саакашвили обошлась бюджету страны в миллиард долларов. Конечно, эти данные неофициальные, и скорее всего завышены, но факт остается фактом – использование административного ресурса и откровенные фальсификации, которые теперь оппозиция оспаривает в судах, сделали свое дело. Саакашвили сохранил власть. Пока.
Заметим, оппозиция не только была к таким итогам готова, но в какой-то степени смирилась со своим поражением. Еще за день до голосования лидер объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе (сам беспартийный) на мой вопрос о прогнозах официальных итогов предсказал, что Саакашвили победит в первом туре. «С 7 ноября, когда пролилась кровь, ни о какой демократии в Грузии говорить не приходится. В стране происходят явные антидемократические процессы, у нас нет доступа на телевидение, нет возможностей разместить рекламу на улицах. Наших сторонников терроризируют и сажают в тюрьмы. У нас нет представителей в районных избирательных округах, и мы не можем проконтролировать подтасовки на этом уровне», - говорил главный грузинский оппозиционер. Предсказал он и реакцию ОБСЕ: «Ведь до начала «революции роз» наблюдатели тоже говорили о демократичности выборов». По словам Гачечиладзе, сейчас главная задача – убрать сильного президента, «с тем, чтобы в Грузии диктатура не установилась окончательно».
Победа Саакашвили вполне может оказаться пирровой. Грузины - гордый народ. Саакашвили за события 7 ноября они не простили – и это президент, осведомленный лучше, чем кто бы то ни было, о реальных результатах выборов, прекрасно знает. И вряд ли простят за 5 января. Оппозиция вновь готова идти на улицы. Даже под угрозой повторения осеннего сценария. Правда, в то, что власти и на этот раз решатся на «боевые действия» против своего народа, не верится. Тем более что Запад сначала - после разгона ноябрьских демонстраций, а затем - признав выборы «соответствующими международным нормам», четко дал понять Саакашвили, где проходит допустимая граница грузинской демократии.
Елена Шестернина, политический обозреватель РИА Новости
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА Новости