Споры вокруг проблемы энергетической безопасности только обострятся
Нет сомнений в том, что вопросы, связанные с обеспечением энергетической безопасности ведущих экономик мира, будут по-прежнему оставаться в центре внимания политиков на протяжении всего этого года.
Они будут муссироваться во время предвыборных дебатов в президентской гонке в США, без упоминания о роли России как глобального игрока на мировом энергетическом рынке не обойдется ни одна речь кандидата на пост президента Российской Федерации. Не говоря уже о нашей стране, руководство которой уже более десятка лет последовательно претворяет в жизнь нефтяную стратегию.
Не следует ожидать того, что смена политических лидеров в США или России приведет к коренному пересмотру позиции сторон во взглядах на пути достижения энергетической в глобальном масштабе. Само понятие энергетической безопасности давно вышло за границы своих экономических, технических и технологических рамок, превратившись в инструмент продвижения геополитических интересов и сопровождаясь прямым военным вмешательством. Поэтому можно рассчитывать только на то, что такие крайние меры ведения конкурентной борьбы трансформируются в более гуманные, но суть их останется прежней – контроль за поставками энергоресурсов.
Если взглянуть на проблему энергетической безопасности на глобальном уровне, то здесь можно обозначить трех основных игроков. Это промышленно развитые страны, входящие в Международное энергетическое агентство (МЭА), государства-члены ОПЕК (Организация экспортеров нефти) и ведущие энергетические транснациональные корпорации (ТНК). Это те игроки, которые оказывают серьезное воздействие на международный энергетический рынок. Россия как крупный независимый производитель еще только пытается обозначить свое место в этом раскладе сил.
Все эти стороны заинтересованы в подержании стабильности поставок энергоресурсов, отсутствии серьезных потрясений и значительных скачков цен на них. Но при этом они имеют полярно противоположные подходы к пониманию обеспечения энергетической безопасности. Предметом противоречий служит организация нефтяного рынка, характеризующегося высокой волатильностью цен, определяемых слабой зависимостью спроса от предложения при том, что нефтяное производство требует колоссальных инвестиций, необходимых для реализации проектов.
При отсутствии баланса между спросом и предложением возможны два способа воздействия на ситуацию с целью ее стабилизации. Первый, за который ратуют промышленно развитые страны и в первую очередь США, заключается в предоставлении рынку полной свободы в установлении цен. Второй способ состоит в разработке различного рода стратегий, реализация которых позволит существенным образом влиять на предложение и спрос. Его сторонниками выступают страны - крупные экспортеры нефти. Каждый из этих путей стабилизации ситуации на энергетическом рынке имеет свои преимущества и недостатки. Как и в любом споре побеждает тот, чьи аргументы оказываются весомее. В качестве таковых могут быть использованы ресурсы различного рода – финансовые, экономические, политические и даже военные. Что в принципе мы и наблюдаем.
Рассчитывать на то, что стороны, участвующие в этом споре, придут в этом году к какому-либо консенсусу, не стоит. Напротив, все идет к тому, что его участники пополнят свои ряды новыми сторонниками, а набор аргументов станет разнообразнее и изощреннее. Ведь, скажем, вопрос Ирана еще не решен, а просто отложен, как и все то, что связано с проникновением США в регион Центральной Азии. Безусловно, Россия как сможет, будет противиться этому и рано или поздно она получит более активную поддержку со стороны Китая.
Не исключено, что и Россия перейдет к тактике активной обороны, перенося противостояние на поле конкурентов. Ведь большое количество проблемных, болевых точек существует и там. Это страны бывшего соцлагеря, ставшие уже частью Европы, проблема Косова, курдский вопрос в Турции, Ближний Восток и даже находящаяся под боком США Латинская Америка. Деньги на это у России есть. Борьба за энергоресурсы не обойдет стороной и нашу республику. Более того, мы можем оказаться на передовых рубежах противостояния, проходящих по периметру России, несмотря на то, что наше государство проводит независимую энергетическую политику.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции