United Press International: США имеют союзника в Азербайджане
2007 год запомнится мировому сообществу тем, как активно Вашингтон пытался развить нефтяное богатство Каспия, доставшееся ему от Советского Союза.
В начале 2008 года стало очевидно, что единственный друг, которого Америка имеет в Каспийском бассейне - Азербайджан. Ни Иран, подвергающийся американским санкциям, ни Российская Федерация не проявили малейшего интереса в разделении своих запасов нефти и природного газа с американскими компаниями, в то время как ресурсы Туркмении заморожены для ближайшего будущего с Россией и Китаем, а Казахстан круто сыграл с Западным консорциумом, развивающим “Kashagan”. Только Азербайджан остается последней надеждой Запада присвоить Каспийское углеводородное богатство: постсоветская республика все еще доверяет Западным партнерам.
Интерес Азербайджана в поддержании его связей с Западом на фоне роста националистических настроений в Каспийском бассейне нашел свое отражение в недавнем двухдневном визите председателя комитета по иностранным делам верхней палаты конгресса США республиканца Ричарда Лугара в Баку. 14 января президент Ильхам Алиев принял Лугара. Азербайджанские СМИ с трудом освещали события и провозгласили, "глава государства отметил, что двустороннее сотрудничество между США и Азербайджаном развивается успешно во всех областях."
У Лугара была насыщенная программа двухдневного визита. Согласно местным СМИ, среди вопросов, которые Лугар затронул были и оценка Вашингтоном антитеррористических усилий Азербайджана, двустороннего сотрудничества, армянского "геноцида" первой мировой войны, Нагорно-Карабахский конфликт, региональное сотрудничество в энергетике, выборы в Азербайджане и ядерная программа Ирана.
Возможно, самые известные из замечаний Лугара появились, после разговора с президентом. Он предложил, чтобы «Джордж Буш назначил специального представителя по проблемам энергетики в Каспийском регионе. … Назначение специального представителя станет сигналом, что США считают этот регион приоритетным»
Комментарии Лугара следуют документу, который он и член Сенатской комиссии по иностранным делам Джозеф Биден, направили 4 октября Госсекретарю Кондолизе Райс, в котором подчеркивается потребность в таком специальном представителе, который с целью сохранить долгосрочные американские интересы сосредоточился бы на проблемах энергетики в Каспийском регионе.
К словам, которые, несомненно, очаровали азербайджанцев Лугар добавил: "Эти долгосрочные интересы заключаются в том, чтобы не позволить России быть доминирующей на Южном Кавказе и Средней Азии."
Возможный куш конечно соблазнителен: 143 244 квадратных мили Каспия и береговая линия, по оценкам хранит целых 250 миллиардов баррелей нефти. Помимо этого потенциальных источников еще на 200 миллиардов баррелей и 328 триллионов кубических футов природного газа.
Речи речами, однако, действительность состоит в том, что в ближайшей перспективе Россия фактически будет "доминировать" над Казахскими и Туркменскими ресурсами. Туркмения использует трубопроводы советской эпохи ТРАНСНЕФТЬ, в то время как Казахская нефть в настоящее время переправляется на запад через 938-мильное Caspian Pipeline Consortium. Трубопровод CPC открылся в 2001году и имеет текущую вместимость 700 000 баррелей в день. В то время как Chevron, LUKoil, ExxonMobil, BP, Rosneft, Shell, BG и KazMunaiGas и все партнеры CPC, трубопровод качает нефть на запад из западного Казахстана и Сибири в Новороссийск, к порту Черного моря.
Великий успех Запада – это продукция Азербайджана, которая пересылается в количестве более чем 800 000 баррелей в день и через трубопровод Баку-Супса и через Баку-Тбилиси-Джейхан; BTC разработан, чтобы переправлять 1 миллион баррелей в день, и в 2008 году Баку надеется увеличить экспорт до 1.2 миллионов бареллей. В 1994 году президент Азербайджана Гейдар Алиев подписал "Контракт Века" с Западными энергетическими концернами, чтобы развить нефтяные поля Азери-Чыраг-Гюнешли. В 1997 году трубопровод Баку-Новороссийск открылся, чтобы экспортировать азербайджанскую нефть от Черного моря до западных рынков, но начальная пропускная способность была ограничена до 40 000 бареллей в день. Два года спустя экспортные возможности Баку расширялись с открытием 515-мильного трубопровода Баку-Супса с пропускной способностью в 100 000 бареллей в день
Открытие трубопровода BTC позволило Азербайджану уйти от «трубопроводной монополии» России и стало кульминацией мечты Вашингтона о Каспийском экспортном маршруте, который пошел бы в обход и России и Ирана.
С тех пор однако, мечты Вашингтона об управлении Каспийскими ресурсами столкнулась с некоторыми препятствиями: геополитическими фактами. В прошлом месяце Иран снова настоял на своей позиции, что Каспийские оффшорные воды должны быть разделены одинаково среди прибрежных стран, и тем самым задержал будущее любое разделение территории Каспия (критический элемент в стратегии Вашингтона строительства подводных трубопроводов).
Еще хуже, Казахстан вынудил своих партнеров Кашагана переписать контракты по продукции огромного Каспийского оффшора, самого большого мирового открытия нефти за последние 30 лет. Согласно первоначальному соглашению совместного предприятия национальное предприятие Казахстана KazMunaiGas и японский Inpex имел долю в 8.33 процентов в проекте, в то время как ConocoPhillips 9.26 процентов.
Четыре главные иностранных нефтяных компании, которые доминировали над проектом – итальянская Eni, французская Total, американская ExxonMobil и англо-датский Shell - все имели доли по 18.52 процентов каждая. Согласно новым условиям, управляемый государством KazMunaiGas заплатит 1.78 миллиарда $, чтобы увеличить свою долю с 8.33 процентов до 16.81 процентов за счет своих иностранных партнеров. Для Eni, Total, ExxonMobil и Shell произойдет снижение доли с 18.52 процентов до 16.81 процентов, в то время как ConocoPhillips и Inpex также несколько изменят свои доли.
Для всех призывов Лугара назначить американского "специального представителя" по вопросам Каспия, кажется наступил классический случай - слишком мало, слишком поздно.
Перевод: Гюнель Наджафалиева, 1news.az