«The Wall Street Journal» : Каспийский момент
Международная энергетика вновь стала актуальной на повестке прикаспийских стран. Наш регион, богатый нефтью и газом, стремительно отходит от своего советского прошлого. Но у нас есть еще незавершенные дела.
Региональная интеграция – это одно из приоритетных направлений Азербайджана. Региональная интеграция создает экономическую атмосферу как в регионе Каспия, так и в глобальном контексте. В свою очередь, интеграция может быть достигнута только при условии, если мы окончательно найдем решение Нагорно-Карабахского конфликта.
Когда армянские войска заняли Нагорный Карабах и семь прилегающих районов в 1992 году, миллион азербайджанских жителей вынуждены были покинуть свои дома. В данное время они проживают во временных поселениях. Им должны быть предоставлены условия для возвращения в свои дома.
Азербайджан не может идти на компромиссы, если речь заходит о территориальной целостности и праве возвращения на родину вынужденных переселенцев. Этот вопрос незыблем в контексте норм и принципов международного права, а также постановлений Совета безопасности ООН, ОБСЕ. Другие международные организации, включая НАТО, Совет Европы, Европейский Союз неоднократно делали подобные заявления.
Почти 14 лет прошло с тех пор, когда азербайджано-армянская война в установленном русскими перемирии была прекращена. Однако до сих пор на наших территориях остаются армянские вооруженные формирования. Но мы не можем допустить оккупации части нашего государства в дальнейшем. Так называемый Минский процесс – попытки ОБСЕ найти мирное разрешение конфликта – помог в нахождении формулы диалога между Арменией и Азербайджаном, а также в приобретении этим вопросом международного размаха. Тем не менее, нам необходимо срочно разрешить конфликт. Сохранение статус-кво обходится слишком дорогой ценой.
В настоящее время рыночные цены на нефть и газ высоки и мы должны быть в состоянии довести до максимума наш экономический потенциал стратегических ресурсов. Неурегулированность нагорно-карабахского конфликта угрожает также безопасности существующей трубопроводной инфраструктуры и не позволяет оптимизировать процесс торговли энергоносителями с Европой. Для Азербайджана это означает препятствие экономическому росту, который за последние несколько лет в среднем составлял около 30%.
Дипломатия для Азербайджана - наиболее предпочтительное решение. Я считаю, что Армения также выиграет от региональной интеграции и развития, и должна выйти из затянувшегося конфликта. Решение этого вопроса позволит не только улучшить двусторонние отношения, а также могло бы улучшить отношения Армении с Турцией.
Некоторые критики обвиняют Азербайджан в перерасходе ресурсов на военные нужды. Но мы всего лишь реагируем на реалии, связанные с безопасностью в регионе, в то же время проводим модернизацию нашей армии и повышение ее стандартов до натовских. Тесное сотрудничество с НАТО является одним из центральных моментов доктрины безопасности Азербайджана.
С международными угрозами, такими как организованная преступность, контрабанда и терроризм, затрагивающими этот регион, можно эффективно бороться, только если они будут решаться на коллективной основе. Это еще одна причина, почему Армения должна серьезно отнестись к поиску путей урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Неразрешенные пограничные споры и квази-автономные территории создают простор для действий организованной преступности. Чтобы правильно разрешать подобные асимметричные угрозы, необходимо региональное сотрудничество, которое, в свою очередь, требует, чтобы наши разногласия с Арменией были разрешены.
Армяне должны знать, что мы готовы предоставить Нагорному Карабаху широкую автономию в составе Азербайджана. И мы даже готовы существенно увеличить централизованное финансирование для развития этого азербайджанского региона.
Решение этого замороженного конфликта поможет также Азербайджану выполнять свою роль в качестве связующего звена между ЕС и Центральной Азией. В контексте того, что расширение ЕС продвигается на восток, в Центральную Азию, с их богатыми нефтяными и газовыми ресурсами, этот вопрос становится все более важным.
ЕС должен быть заинтересован в стабильности и экономическом развитии в регионе, что могло бы сыграть центральную роль в содействии Европе в удовлетворении своих энергетических потребностей. Более тесные отношения с Азербайджаном также можно рассматривать как часть европейского сотрудничества с Центральной Азией.
С нашими партнерами из Казахстана и Туркменистана мы строим прочное и подлинное транскаспийское сотрудничество. Мы обсуждаем соединение двух сторон Каспийского моря сетью трубопроводов. Мы говорим о создании механизмов для региональной безопасности и экономического сотрудничества. Региональный рынок в случае интеграции был бы более конкурентоспособным, более эффективным и высокоорганизованным. Это имеет плюсы для всех стран, вовлеченных в этот процесс.
В окружении мощной экономики других стран, таких как ЕС, Турция, Россия и Китай, возможность быстрого и устойчивого экономического роста в Каспийском регионе является более чем вероятной. Вот почему мы настроены оптимистично в вопросе, что Баку может быть преобразован в Европейский центр в этом регионе.
В перспективе более тесной экономической интеграции Европа заинтересована как в Каспии, так же и в сотрудничестве с Россией и Китаем. Азербайджан собирается осуществить все эти задачи. Однако подлинно региональное сотрудничество зависит от урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, и именно поэтому эта проблема не может больше ждать. Баку собирается идти дальше в этом вопросе.
Эльмар Мамедъяров, министр иностранных дел АР
Перевод: Гюнель Наджафалиева