Греция и Турция: подружатся ли бывшие враги?
Трехдневный визит в Турцию премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса эксперты еще до его начала окрестили «историческим». Объяснив такой эпитет тем, что главу греческого кабинета не видели в Анкаре почти полвека – в последний раз аж в 1959 году.
Тогда турки принимали тоже Константиноса Караманлиса – полного тезку и родного дядю нынешнего визитера. С тех пор отношения между двумя государствами пережили несколько кризисов – настолько серьезных, что впору было говорить не только о «холодной войне», но и об угрозе войны вполне реальной.
Вопрос в том, останется ли поездка Константиноса Караманлиса в Турцию исторической только в смысле истории отношений. Или лидерам действительно удастся договориться о чем-то, что коренным образом изменит карту мира – в прямом смысле этого слова. Ведь главным раздражителем греко-турецких отношений уже много десятилетий остаются именно территориальные споры. Прежде всего проблема Кипра, фактически разделенного на две части: «греческую» (где живут преимущественно греки-киприоты) и «турецкую» (большая часть ее жителей - турки-киприоты и иммигранты из Турции). Многочисленные попытки объединить остров, северную часть которого турецкие войска захватили в 1974 году, провалились. В последний раз «по вине» греков-киприотов, проголосовавших на референдуме в 2004 году против плана тогдашнего генсека ООН Кофи Аннана по объединению острова: слишком многих уступок требовали от них ради возвращения их собственных территорий. В результате Кипр вступил в ЕС разделенным, хотя юридически членом организации считается весь остров.
С конца прошлого года вновь активно заговорили о необходимости скорейшего урегулирования кипрского вопроса – причем одновременно все конфликтующие стороны: Греция и Кипр, с одной стороны, и так называемая Турецкая Республика Северного Кипра и собственно Турция, с другой. Конкретные шаги – в виде прямых переговоров - скорее всего предпримут после кипрских президентских выборов, которые намечены на февраль. Недаром премьер Караманлис на встрече с турецкими властями пообещал, что «последняя стена в Европе будет разрушена в самом ближайшем будущем».
Помимо Кипра Турция и Греция оспаривают континентальный шельф Эгейского моря (Анкара отказывается признать право Греции на расширение шельфа до 12 миль) и принадлежность нескольких небольших островов. Эти споры неоднократно ставили Афины и Анкару на грань открытого вооруженного противостояния - в последний раз в январе 1996-го. Военный конфликт удалось предотвратить только после вмешательства США и других стран НАТО. Греция, понимая, что в этой многолетней истории наконец надо ставить точку, предлагает урегулировать «эгейский вопрос» в Международном суде справедливости в Гааге.
Похоже, Турция готова уступить по многим вопросам – ведь без согласия Греции и Кипра ее присоединение к «единой Европе» невозможно. Позиция Афин в последнее время также смягчилась. Греция уже готова смириться с присутствием Турции в Евросоюзе и выдвигает для окончательного согласия конкретные требования – в том числе признать Кипр и нормализовать отношения с самой Грецией.
Территориальные споры и политические разногласия, впрочем, не мешают странам быть прагматиками: их экономическое сотрудничество развивается довольно бурно. Товарооборот в прошлом году приблизился к 3 миллиардам долларов, при том что еще в 1995-м эта цифра не превышала 200 миллионов. Последний крупный совместный проект – газопровод между Турцией и Грецией по транспортировке в Европу азербайджанского природного газа - был введен в эксплуатацию в ноябре прошлого года. И, видимо, из этого проекта может получиться если не дружба, то по крайней мере нормализация отношений между бывшими врагами.
Елена Шестернина, политический обозреватель РИА Новости
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА Новости