Ильхам Алиев: «Наша сила - это сила каждого азербайджанца, сила Азербайджанского государства»
Публичные выступления Президента Ильхама Алиева обладают определенным культурным контекстом. Этот момент, интересный сам по себе, выводит на ряд истин политической философии Азербайджанского государства.
Речи Президента Азербайджанской Республики содержат базовые смыслы политической философии. Эта философия оснащена волей, страстью, темпераментом, риском и она постоянно обогащается опытом. Следовательно, речевая оснастка проводимой политики, - важный познавательный ресурс для каждого, кто задумывается над высокими реалиями жизни.
Стилевая особенность речей Ильхама Алиева такова, что фактически в каждой речи описываются складывающиеся в Азербайджане социальные практики, которые институционализируются, то есть воплощаются в законах и установлениях. Таким образом, социальные практики порождают пространство возможностей, предпочтений и ограничений. В этой новой созидаемой реальности экономика рассматривается как материальная база для качественных перемен в жизнеустройстве нации.
Речи Президента в 2007 году, в которых присутствует экономическая тематика, составляют существенную часть его текстов. Видимый акцент на экономике, - закономерное явление нашего времени, общее правило, применимое к экономикам как рыночного, так и нерыночного типов. Так, возросшие в последние годы доходы от энергетического сектора повышают возможности нации в удовлетворении социальных потребностей и, соответственно, порождают оптимистическое мироощущение, - без экстремистских увлечений присущих кризисным временам. Связь успешной экономики с состоянием демократической стабильности обеспечивается политическим курсом и он, этот курс, предопределяется культурой азербайджанского общества, зависит от тех невидимых глазу понятий и энергий, что образуют ментальность нации. По этому поводу Ильхам Алиев говорит: «Наша сила - это сила каждого азербайджанца, сила азербайджанского государства. Она определяется экономическими показателями, и, конечно, здесь есть немало политических моментов».
Надо отметить тот факт, что выступления Президента - объективно, в силу заложенной в них логики, - противодействуют одной из двух тенденций современной мирополитики. О чем речь? - Международные отношения определяются 1) центростремительными процессами, то есть глобализацией или интеграцией, и 2) процессами центробежными, то есть фрагментацией, эрозией национальных государств. Американец Джеймс Розенау сконструировал даже особый термин для того, чтобы отразить такое переплетение направлений развития — фрагмегративность: совмещение фрагментации и интеграции. Нет сомнений в том, что такое «переплетение», - когда интеграция в европейские структуры сопровождается распадом государства, не может быть принято правящей элитой Азербайджана.
В этом смысле речи Президента содержат неизменный мотив - это защита национального государства, сбережение такой ценности как суверенитет - государственный, национальный и народный. Она, эта цель, достижима на пути модернизационного развития экономики. При этом модернизация подразумевает зрячее и разборчивое заимствование достижений Запада. «Это наш выбор, - говорил Президент, - наша политика - политика интеграции в Европу». Потому что, пояснял он свою мысль, «всестороннее сотрудничество отвечает национальным интересам Азербайджана». Сотрудничество с развитыми странами на пути модернизации, отвечающее интересам народа «разумеется, …положительно» повлияет «на жизнь каждого гражданина страны. Мы становимся богатой страной» (15 февраля 2007 года).
Высказывания Ильхама Алиева по поводу экономических реалий можно систематизировать, применив понятие «образ экономики». Образ экономики - это представления Президента об идеальном экономическом порядке, о правилах хозяйственного поведения, о смыслах экономической деятельности. Это восприятие труда и собственности, богатства и бедности, потребления и накопления, традиций и инноваций.
В самом общем виде этот образ экономики отражен в ряде высказываний. В интервью Молдавскому телеканалу 19 декабря 2007 года Президент говорил:
«У нас доля частного сектора в ВВП составляет более 80 процентов. Это еще с учетом того, что нефть, газ находятся в государственной монополии. Это - основа экономики. Совокупность всех этих факторов и, конечно же, стабильная обстановка, вера иностранных инвесторов в Азербайджан позволили нам добиться этого. Конечно, можно сказать, это мировой рекорд - три года иметь темпы роста в 30 и более процентов. Но для меня более важным показателем является даже не это. Более важным показателем является сокращение бедности в стране, потому что уровень ВВП - это еще не показатель того, что все воспользовались этими возможностями. Уровень бедности сократился с 50 процентов в 2003 году до 20 процентов в 2007 году».
Народность как одно из идеологических измерений курса Президента выражается во многих его выступлениях. Эта тема не дань популизму. Отнюдь. Здесь известная традиция, которая дает о себе знать в новом экономическом порядке. Согласно данному направлению общественно-политической мысли критерием деятельности высшей власти является «производство» общественного блага. Этическая традиция идущая из античности (Платон и Аристотель), утверждала, что достижению благополучия - этой наиважнейшей цели человеческой жизни, - соответствует и самая высокая деятельность - деятельность политическая, которая возможна только в государстве. Отсюда следовало, что государство является средством для достижения общего благополучия.
Линию на сохранение за государством решающего влияния в жизни гражданского общества возродил Гейдар Алиев после недолгого правления догматиков от национал-либерализма, полагающих копирование практик достаточным средством для антикризисного управления. «Цель и заключается в том, - говорил Президент по поводу социально-экономической политики, - чтобы в Азербайджане не было бедных, безработных, чтобы население страны жило в благополучии».
После распада Советского Союза, - говорил Президент на конференции «Азербайджан в XXI веке - развитие и перспективы», - большинство населения обеднело». В 1993 году, с возвращением во власть Гейдара Алиева предстояло «провести… очень смелые экономические реформы» и «параллельно нам пришлось предотвращать распространение бедности». При этом главным из достигнутых успехов Азербайджанского государства Президент назвал «не рост внутреннего валового продукта или других экономических показателей, а сокращение бедности в Азербайджане. В результате нашей политики в этой области уровень бедности сократился с 49 процентов в 2003 году до 20 процентов в 2006 году».
Привлекательность страны для развитых стран мира, очевидно, связана с наличием колоссальных энергетических ресурсов, которыми в интересах нации распоряжается Азербайджанское государство. Как известно в ноябре 2006 года между Европейским Союзом и Азербайджаном был подписан меморандум о стратегическом партнерстве в энергетическом секторе, - договор, повысивший «значимость страны», он способствовал «созданию в нашем регионе новой ситуации» - отмечал Президент. Таким образом «энергетические вопросы занимают основное место в принятии политических решений».
Модернизация азербайджанской экономики предусматривает всемерное содействие государства отечественному бизнесу. «Государство поддерживает частный сектор. Я регулярно встречаюсь с предпринимателями, стараюсь помочь им, создать более благоприятные условия, защитить их. Как мы можем добиться этого? У нас, естественно, есть государственная политика и необходимая законодательная база. В то же время мы… абсолютно уверены, что без современной инфраструктуры бизнес не может развиваться», - говорил Президент 16 февраля 2007 года на азербайджано-немецком форуме.
Февральские встречи Президента, речь идет о поездке в Германию и, в частности, об участии в конференции «Азербайджан в XXI веке - развитие и перспективы», примечательны интересом к немецкой модели экономики - обстоятельство, несущее в себе инновационный заряд. Обратив внимание на факт впечатляющих успехов, Президент обозначает расклад немецких достижений: сильная государственная политика, поддержка этой политики народом плюс современные технологии. Немецкий опыт построения социального рыночного хозяйства видимо близок Ильхаму Алиеву. В той же речи 15 февраля он говорит о слагаемых азербайджанской политики: 1) единство «между правительством и народом», 2) «политическая стабильность и прогнозирование», - таковы «основные факторы, ведущие к успеху» в экономике. Политическая нестабильность провоцирует экономический спад, который, в свою очередь суживает «возможности сохранения независимости страны».
Социальное рыночное хозяйство Германии было спроектировано и реализовано Людвигом Эрхардтом, после 1948 года, - фактически как антитеза англосаксонскому либерализму. В основу этого направления была положена идеология сильного государства, способного предложить такие правила поведения, которые бы стали стимулами для развития предпринимательства. Социальное рыночное хозяйство было основано на таком сочетании индивидуальных стимулов и коллективных устремлений, которые дали пример редкой экономической эффективности – «немецкого чуда».
Анализ экономической политики Президента позволяет прийти к некоторым предположениям относительно его мировоззренческой природы. Эта линия есть нечто среднее между эволюционным и радикальным направлениями экономического развития . Если эволюционисты выступают за государственное вмешательство в экономику, за применение государственных заказов и закупок, за предоставление субсидий и льготных кредитов, регулирование цен, то радикалы за экономическое регулирование, направленное на поощрение предпринимательства, многообразие форм собственности и развитие смешанной экономики, основанной на конкуренции. Для Азербайджана «активная экономическая политика, является важнейшим фактором эффективного решения национальных задач» в эпоху глобалитета, - пишет профессор Рамиз Мехтиев, выражая устоявшееся мнение высшей государственной власти.
Как известно, сформулированный в 1989 году Вашингтонский консенсус, рекомендует, дерегулирование экономики, приватизацию государственной собственности, сбалансированный бюджет и жесткую монетаристскую политику. Однако у этой программы есть серьезные противники. В частности Дж. Гэлбрейт, ссылаясь на примеры «мощного экономического развития, будь то восстановление экономики Японии, Западной Европы и Южной Кореи после войны или Китая после 1979 г.», утверждает, что успех был основан «на гораздо более сложном сочетании государственного планирования и управления, контроля над внешней средой, создании стабильных политических и экономических условий».
Экономисты дискутируют, подтверждая известную истину о том, что экономическая теория подвержена влиянию культурных и идейных соображений, а рекомендации теоретиков и экспертов всегда несут отпечаток политических интересов.
Каким окажется азербайджанский экономический опыт? Войдет ли он в историю в качестве «азербайджанского чуда»? Вопрос обрел невиданную актуальность: «За последние четыре года коренных экономических реформ объем экономики в Азербайджане возрос на 96 процентов, почти вдвое» - это показатель, не имеющий «аналога в мире» (И. Алиев).
Модернизация как историческое задание Азербайджанского государства отражает преемственность, динамизм и новаторство. Воспринятая в таком сочетании модернизация даст жизнь единению индивидуальных волений в надличном существовании общенациональной воли. Будущее рождается сегодня - банально, но факт.
Талят Алигейдар
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции