Программирование будущности | 1news.az | Новости
Точка зрения

Программирование будущности

09:23 - 12 / 02 / 2008
Программирование будущности

Речь Президента 5 февраля на церемонии вручения премии «Человек 2007 года» не могла не привлечь внимания наблюдателей политической жизни - столько в ней ударных акцентов, замечательной рельефности замыслов. Как говорится «все процессы обнажены, нужно только смотреть с открытыми глазами, с определенным поворотом мозгов» (А. Зиновьев).

Общее впечатление от речей Президента преломляется в емком образе. Он вмещает в себя личностные характеристики главы Азербайджанского государства. Впечатление, порождаемое текстами Ильхама Алиева, безошибочно по той причине, что предмет внимания не «запакован» в предложения, подготовленные его помощниками. У Президента свой стиль в размышлениях, он вполне узнаваем: его речи, будучи «безбумажными», зримо индивидуальны.

Речь 5 февраля пронизана победительным настроением. Азербайджанский политический класс в лице плеяды государственников входит в психологический режим, с крепкой для него верой в возможность нации выстроить будущность по своим чертежам, - без подсказок внешних доброхотов и их клиентуры. Крепнет понимание того, что будущность невозможна без развития Азербайджанского государства как естественно-исторической формы жизнебытия нации. В речи 5 февраля отразился курс, обусловленный требованиями текущего момента и смоделированный интеллектом и опытом, одаренный памятью о былых свершениях и верой в блестящую будущность. «Сегодня мы являемся, в полном смысле этого слова, независимым государством», - говорил Президент.

Он развил это положение в ряде комментирующих замечаний. «2007 год был очень важным для современной истории Азербайджана»: «Произошли весьма важные для будущего нашей страны события, в результате которых Азербайджан развивался и стал сильнее». Основа нынешнего состояния была заложена «в середине 1990-х годов», когда «по инициативе великого лидера Гейдара Алиева» был подписан «Контракт века». Именно он «придал мощный импульс всем остальным проектам в этой сфере - сфере энергетики и транспорта».

Зримое воплощение силы Азербайджанского государства - проекты, реализуемые, вопреки скепсису и откровенному нежеланию внешних акторов мировой политики. «Мы прекрасно помним попытки помешать, воспрепятствовать», - сказал Президент, - но «мы знали, что этот проект» - Баку-Тбилиси-Джейхан - «поведет Азербайджан в счастливое будущее». Роль Азербайджана как мощного энергетического креатора в мировой политике будет возрастать, - обстоятельство, придающее мощь заявлению главы государства: «Сегодня без участия Азербайджана не только в нашем регионе, но и в регионе в более широком смысле не может быть реализован ни один проект». Более того «мы не нуждаемся, в чьей бы то ни было помощи. Мы не только обеспечиваем себя, но и играем роль в развитии других стран, и эта роль будет постепенно возрастать».

Трудно переоценить реальный потенциал этого прогноза. Он означает, что Азербайджанское государство способно как заявлять о своих интересах, так и защищать их. Отныне главный смысл Realpolitik, выраженный в максиме Наполеона Бонапарта «Les gros bataillon sont toujours raison», означает реальные силовые возможности. «Большие батальоны всегда правы» - это то, что потребно нации, чтобы ликвидировать последствия кичливо-шовинистической политики армянских этнократов, если мирное вразумление не даст результата. «Мы проводим, и будем проводить… политику вооружения»: «Наши земли находятся под оккупацией. Трудно терпеть подобную несправедливость», - напоминает Президент.

Отныне в центр внимания высокой политики вдвигается емкое понятие «силы». «Мы должны быть сильными. Сильная экономика, сильная армия и мощный военный потенциал», - такова формула Президента. Она базируется на активно простраиваемой реальности, а потому она реалистична. Производная мысль этого мироощущения выражена в пожелании не вмешиваться во внутренние дела государства, ибо Азербайджан является независимым государством, - «мы сами определяем свою судьбу». Глава государства констатирует: «Такие факты значительно сократились» и «надеюсь, что они будут полностью устранены». Проявлением возросшего потенциала Азербайджанского государства стало декларирование того факта что «внешняя политика многовекторна» и другой быть не может.

Читая и слушая Президента, нельзя не заключить: его деятельность приметна такими этическими мотивами как подчинение чувству долга, стремление осуществлять демократические идеалы. Потребность правителя совершать моральные поступки во благо всех, – это особый нравственный алгоритм. Он складывается при наличии психологической связки «государственный деятель – народ». В такой связке воплощен общенациональный интерес, и он сфокусирован в понятии «государство», в нашем случае, – в азербайджанском государстве. Этого алгоритма не существует при другом раскладе - «наемный политик – электорат». В такой, якобы демократической системе, создается раздолье временщикам, четко знающим, где у них временной горизонт, - где, когда и куда надо будет приземляться.

Президент выказывает положительное отношение к теме подчинения лично-корпоративного интереса интересам общества, – так поддерживается особый нравственно-психологический климат. Надо сказать, что он присущ азербайджанскому постсоветскому обществу с его ожиданиями и надеждами, завязанными на власти государства. В пользу такого вывода говорит и тот факт, что практически все выступления Президента содержат напоминания о предпочтительности государственного, то есть общего резона перед всеми иными соображениями. Отсюда прислушливость к мнению народа. Логика морального языка Президента «я обязан выполнить данное обещание», потому что «люди должны выполнять взятые на себя обязательства» указывает на то, что он не зауряд-политик, «нанятый капиталом посредством выборов» (Б. Березовский), – он государственный деятель, обладающий доверием народа.

В речи 5 февраля эти особенности личности Президента представлены в той мере, которая обессиливает возможные сомнения. Президент напоминает о проблемах соотечественников, живущих «в наиболее тяжелом положении» - проблемах беженцев. «Очень рад, - говорит он, - что данное в 2003 году обещание, что в Азербайджане не останется ни одного палаточного городка, уже выполнено». «Это экономический, социальный, моральный вопрос. Наш моральный долг, чтобы люди, потерявшие свое имущество, земли, хоть и временно, были обеспечены нормальными условиями». Проблема беженцев является частью большой государственной политики - она проводится «во имя лучшей жизни азербайджанского народа, решения стоящих перед страной проблем».

Примечательно, что эту часть своей речи Ильхам Алиев начинает со слов «дорогие друзья», - важный момент, отражающий сердечное расположение к теме речи.

Оценочные и предписывающие суждения Ильхама Алиева ясно указывают на его личностную черту, - он не буржуазен. Казалось бы, парадокс, он знает бизнес, его личный опыт вобрал в себя занятия бизнесом, в его выступлениях всегда присутствует тема полезности частного промысла и хозяйственной разворотливости. Он подчеркивает, что в экономике должна быть задействована творческая сила частно-корпоративного капитала, должна быть раскрепощена хозяйственная энергия людей. Однако у этой породы людей есть и темные стороны. Так, настоящий буржуа не верит в бедность и не сочувствует ей, называя ее ленью и неумением. Проявлений такого отношения не встретишь ни в речах, ни в реальной политике Президента.

Тезис о духовной небуржуазности Президента Азербайджана поясняется определением философа Н. Бердяева. «Буржуазное царство есть царство количеств. Ему противостоит царство качеств. Дух буржуазный все строит на благе, благополучии и удовлетворении. Дух же полярно ему противоположный все должен строить на ценностях, должен тянуться к великой духовной дали».

Президент говорит о созидательной атмосфере в обществе, подразумевая «единство народа и власти», поддержку народом государственных программ, которые «создают прекрасные условия для осуществления еще более грандиозных дел».

Народность Ильхама Алиева, коренится в знании им истин бытования нации, она в расположенности к гуманитарным штудиям, в любви к языкам, открывающим новые миры. Культурная чуткость Президента, очевидно, не позволяет ему безоглядно принимать все рецепты индивидуалистических, атомизированных обществ. Личностные и групповые стратегии, ориентирующие только на получение прибыли, идет ли речь о материальных или духовных ценностях, диссонируют с заданиями азербайджанской государственной власти.

Это означает, что рынок с его законами ограничивается социокультурными нормами, – диктатами социальности, просвещения, культуры. Тем более, что соображения государственной власти укоренены в небуржуазных традициях, а тотальный разрыв с прошлым невозможен. Сам Президент многажды подчеркивал момент этико-культурной преемственности. Существенная особенность мышления Ильхама Алиева, – обычай и традиции играют в нем роль мобилизирующих факторов. При этом надо ясно понимать, что консервативные ценности Президента отметны именно азербайджанским консерватизмом, а у него своя историческая траектория, свой глазомер и свои требования.

Важнейшая черта современного азербайджанского консерватизма, - активное отношение к будущему. Чувство будущности, - наследие времен, когда жизнь понималась как программируемый государством прогресс. 5 февраля 2008 года, пожалуй, впервые за годы руководства государством, Президент связал задачу модернизации с образом Желаемой и Должной Будущности. «Мы должны смотреть на 10, 20, 50 лет вперед, с тем, чтобы знать, как Азербайджан будет жить через 50 лет, каким будет интеллектуальный уровень людей. Какими будут экологическая ситуация, здоровье граждан. Я задумываюсь над всем этим. Сегодня это может показаться удивительным, так как сейчас заглядывать на 50 лет вперед, конечно же, рано. Но мы должны делать это, мы должны знать, куда и по какому пути пойдет наша страна, какой она будет». Сегодня можно предположить, что программирование будущности - судьбинная задача, которая еще обрастет размышлениями и целеполаганиями, свяжет замыслы с волей, - морально обяжет нацию активно переделывать свою жизнь.

«Время человека, - это его судьба, которой не дано преступить» (М. Хайдеггер). Время Президента Азербайджана Ильхама Алиева - это его судьба, сопряженная с судьбой азербайджанской нации.

Талят Алигейдар

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Поделиться:
3363

Последние новости

Все новости

1news TV