Александр Дугин: «В нынешней войне России и Грузии очевиден крах международного права»
Александр Дугин- философ, публицист. Председатель политсовета (лидер) международного «Евразийского движения». Был практически одним из первых политических деятелей России, кто отреагировал на ситуацию вокруг осетино-грузинского конфликта. Его позиция по вопросу противостояния США и России ясна и практически всегда является последовательной, в отличие от политиков типа Жириновского, который, как правило, включается в общий хор крикунов только после того, как получит сигнал.
Только ленивый не провел аналогию данного конфликта с Чечней, но почему-то ни один из российских политиков не взял на себя смелость провести параллели поведения России в отношении Нагорно-Карабахского конфликта. Кремль, как и Белый дом, очень часто меняет ориентиры и эпитеты в отношении «сепаратистов», в зависимости от их вектора к России и ее стратегическим интересам.
- Александр Гельевич, как вы прокомментируете ситуацию, когда Россия отвергла резолюцию Совбеза ООН, связанную с ситуацией в Южной Осетии?
- В нынешней войне России и Грузии очевиден крах международного права, его больше не существует. Дело в том, что международное право сложилось после второй мировой войны, когда СССР и США выстроили систему ООН, где страны имели право вето и силы распределялись между двумя ядерными державами, которые по сути были равны. После распада СССР образовался вакуум и одна держава - США - взяла под контроль ситуацию. Америка действовала исключительно в собственных интересах и признавала только проамериканских «сепаратистов», единолично принимала решения, как это было в Афганистане и Ираке, и самолично определяла, кто агрессор, а кто жертва.
Например, в Ираке мы были свидетелями того, что Америка совершила захват, следуя своим стратегическим интересам и фактически казнила Саддама Хусейна ни за что, потому что доказать, что Ирак обладал оружием массового уничтожения так и не удалось. Сейчас Америка пытается установить систему однополярного мира, ограничивая потенциал Ирана, Китая и России относительно укрепления собственных границ.
Далее Америка попытается создать «Лигу Демократов», в которой также основную роль будут играть США. В данном случае американская провокация призвана начать ограничение регионального статуса России. То есть, если бы Россия не отреагировала на вторжение грузинской армии в Южную Осетию, дальше была бы Абхазия, а от России, как от послушной державы, требовалось просто возмущаться, как это было с Косово и т.д. Россия же стала отстаивать свои интересы и статус державы. Совбез ООН даже не упомянул о геноциде осетин, а ведь там происходило истребление целого народа. В данном случае у России есть все основания для справедливого возмездия, тем более ясно, что осуществленный геноцид был спровоцирован Америкой.
- В таком случае, как вы оцениваете позицию России в ситуации с Нагорно-Карабахским конфликтом? Ни для кого не секрет, да и многие российские политики говорят открыто, что Кремль в данном вопросе склонен поддерживать Армению. Не очевидна ли здесь политика двойных стандартов?
- Россия сейчас находится не в том состоянии, чтобы быть инициатором подобного рода конфликтов. России крайне невыгодно сейчас изменять баланс сил в Нагорном Карабахе ни в одну, ни в другую сторону. Армения является для России стратегическим партнером, с которым есть пакт о военном сотрудничестве (ОДКБ). Азербайджан входит в ГУАМ - не дружественный для России союз, куда вошли также Грузия, Украина и Молдова. Но надо сказать, что существенным аргументом является то, что Россия ни в коем случае не имеет задачи ухудшать отношения с Азербайджаном. Ее устраивает существующей «статус кво».
Надо также отметить, что при обострении ситуации в СНГ место Азербайджана и Армении в интерпретации России со стороны Москвы будет заново определено. В правовом смысле статус Карабаха России безразличен.
Очень важно, что поведение Азербайджана в осетино-грузинском конфликте нейтрально, что уже не плохо, а что касается запуска нефтепровода через Новороссийск, Россия относится к этому как к жесту свободного суверенного государства, преследующего свои экономические интересы.
- И все же есть некий перекос симпатий?
- Россия более дружественна к Армении и насторожена к Азербайджану. Но позиция России сейчас больше опирается на прагматизм, нежели на морально-этические пристрастия. Я хочу подчеркнуть, что Азербайджан и Армения одинаково дороги и одинаково удалены, и Азербайджан нужен России никак не меньше, чем Армения. Конечно, России хотелось, чтобы обе страны вошли в общую зону стратегического партнерства, как, например, Турция и Греция входят в НАТО несмотря на многолетние конфликты и вражду.
Азербайджан сейчас в стадии сближения с Россией, но Америка хочет перевести Азербайджан и Армению под свой контроль. Однако надо понимать, что Америка не заинтересована в «статусе кво». Задача США - взорвать Кавказ. По моей информации, США обещают Еревану помощь в процессе включения Нагорного Карабаха в территорию Армении, а Баку обещают наступление на Карабах и перераспределение сил с последующим двойным управлением. Таким образом, два противоречащих сценария позволят США взять регион под свой контроль. Если начнется обострение в Нагорном Карабахе, то это будет на руку только США и отвлечет внимание мирового сообщества от Ирака, Ирана, Афганистана и одновременно вовлечет Россию в очередную авантюру.
Еще раз хочу отметить, что поскольку в данном вопросе у России нет никаких морально-этических предпочтений, в любой момент Россия может поддержать Азербайджан в вопросе Нагорного Карабаха и, что очень важно, в вопросе оккупированных азербайджанских территорий. Но сейчас России не выгодно размораживать этот конфликт.
- Но решать его придется…
- Не сейчас, во всяком случае, сейчас Россия не готова. В осетино-грузинском конфликте Россия обязана была отреагировать на геноцид осетин, иначе она бы просто самоликвидировалась и с ней в дальнейшем бы уже не считались.
Беседу вела Саадат Кадырова, независимый корреспондент, Россия, Москва