100 дней премьера Путина
15 августа исполнилось сто дней с момента, как Владимир Путин сменил президентское кресло на кресло главы правительства. Приход нового премьера ознаменовался серьезной структурной перестройкой кабинета министров. Едва заняв новый пост, экс-президент дал понять: эпоха технических премьеров закончилась. Но серьезных экономических шагов по решению наболевших экономических проблем, прежде всего - эффективных действий по обузданию роста цен, пока не предпринято.
«Плацдарм» для нового хозяина «белого дома» Депутаты Госдумы начали готовить заранее. Три последних российских премьера, как принято говорить, были техническими. Владимир Путин роль завхоза на себя примерять не хотел. Депутатам пришлось потрудиться (были разработаны поправки к 150 федеральным законам) чтобы освободить нового премьера от необходимости решать рутинные вопросы и вернуть в его ведение решение вопросов политических. Чем новый глава правительства не преминул воспользоваться – уже на десятый день своего премьерства Владимир Путин предложил план серьезной реорганизации кабинета. Частью задумки экс-президента стало создание абсолютно новой структуры – президиума правительства под руководством премьер-министра.
В «малый кабинет» - так новый орган окрестили журналисты – вошли семь вице-премьеров и несколько ключевых министров. «Для всех нас очевидно, что заседание правительства - неповоротливый, забюрократизированный механизм», - пояснил свое решение Владимир Путин, а потому прежде еженедельные заседания правительства с участием президента РФ решено было проводить раз в месяц, а все необходимые вопросы обсуждать на президиуме правительства еженедельно. «Это будет своего рода штаб по координации усилий, действий, которые предпринимаются со стороны конкретных отдельных ведомств», - указал пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков.
За основу экономической программы нового правительства был взят уже не раз озвученный инновационный вариант развития страны, согласно которому ВВП должен прибавлять по 6,5% в год. Наиболее оригинальным стал заявленный премьером тезис о необходимости создания массового класса инвесторов. «Люди даже со скромными накоплениями должны получить возможность приумножать свои капиталы, вкладывая в развитие национальной экономики. Для этого, в частности, нужно стимулировать появление крупных публичных компаний, успешное размещение их акций на внутреннем рынке», - заявил в программной речи Владимир Путин. По мнению некоторых экспертов, этот шаг должен способствовать оздоровления финансовой системы.
Впрочем, пока главной задачей нового кабинета остается борьба с инфляцией. Эффективных мер по обузданию цен ждут от правительства и независимые экономисты, и, как показывают соцопросы, рядовые граждане. Однако, сомнения в том, что борьба с ростом цен закончится победой правительства, не исчезают. Главным фактором роста цен в стране была объявлена неблагоприятная ситуация на мировом рынке, в то время, как независимые экономисты не раз указывали, что нынешняя инфляция порождена прежде всего внутренними причинами: диспропорциями, существующими в нашей экономике уже много лет, и ошибочными решениями правительства, принятыми за последний год. Основные движители инфляции не раз конкретизировались: рост тарифов естественных монополий, инфраструктурные ограничения, отсутствие справедливой конкуренции на рынке. Как известно, нельзя вылечить болезнь, не поставив правильного диагноза. Результат говорил сам за себя: на момент прихода Владимира Путина на должность главы правительства инфляция с начала года, по данным Росстата, составляла около 7%, на конец июля - 9,3%.
Еще одним краеугольным камнем в экономике стала налоговая реформа. Эксперты Минэкономразвития уверены, что экономика страны может расти быстрее, если изменить налоговую систему, в частности снизить налог на добавленную стоимость (НДС). По поводу этого вопроса не первый год ломают копья МЭР и Минфин: ведомство Алексея Кудрина – последовательный противник снижения НДС. Пока МЭР подготовил проект закона по снижению налога на добавленную стоимость, который будет рассматриваться в сентябре. Однако уже сейчас ряд экспертов уверен, что чиновники вновь ошиблись с диагнозом: экономический рост сдерживается все той же злополучной инфляцией и инфраструктурные ограничения. Иными словами, экономическое сообщество продолжает ждать от премьера и его кабинета заметных шагов в решении наиболее серьезных проблем.
Влад Гринкевич, экономический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции