Американские шалости
Американская финансовая система переживает крупнейшее за последние семьдесят лет потрясение. Некоторые сравнивают его с «Великой депрессией», другие считают, что нынешняя ситуация гораздо хуже, потому как кризис не достиг еще своего «дна» и может продлиться год-два.
Кто еще совсем недавно мог подумать, что из пяти столпов американской банковской системы на плаву останутся всего два – это крупнейшие инвестиционные банки Goldman SacH и Morgan Stanley. Причем последний, выставив на прошлой неделе на продажу значительную часть принадлежащих ему нефтяных акций, потерял на торгах 42%! А с начала года в США обанкротилось 12 банков.
Набравший в прошлом году обороты кредитный кризис отказывался стихать, несмотря на все меры, предпринимаемые Федеральной резервной системой и правительством США. Власти бомбардировали проявления кризиса снижением учетных ставок, сокращением налогов, а также специально разработанными схемами предоставления ликвидности и экстренной помощи банкам по «расшивке» проблемных ситуаций. Но в отличие от 80-90-х годов прошлого века, такое продолжение кризиса усугубляется сразу двумя ударами – это снижение цен на ипотечные и другие ценные бумаги, а еще рынки столкнулись с резким ростом цен на сырьевые товары. Сочетание этих двух ударов сразу породило у инвесторов неуверенность в монетарной политике властей и действующих регуляторов. Одним из объяснений продолжительности кризиса является то, что он ударил по банковскому сектору, проблемы в котором повлекли за собой и другие отрасли экономики. Сталкивающиеся с трудностями банки стали проводить политику ограничения выдачи кредитов, чем осложнили деятельность компаний и жизнь потребителям, заставляя сокращать выплаты по труднооплачиваемым обязательствам. Американский кризис трансформировался в глобальный, в котором пострадали потребители даже тех стран, где население не познало все прелести жизни в кредит на протяжении последнего десятилетия. Зато в США в кредит брали все в надежде подзаработать на росте цен.
После столь масштабного потрясения финансовая система США уже не сможет оставаться в прежнем виде. Настоящий кризис финансовой системы США ознаменовал собой крах той нелиберальной модели, которая была еще заложена администрацией президента Рональда Рейгана в 80-е годы прошлого века. Тогда регуляция финансовых рынков была фактически отдана на откуп самих участников, и последствия сейчас пожинают практически все развитые страны. Виноваты контроллеры, предоставившие слишком много свободы участникам рынка и позволившие возникнуть чудовищному по масштабам рынку кредитов. В августе в США индекс спада производства был зафиксирован на уровне 1,8%. Это сравнимо с последствиями урагана «Катрин», который практически стер с лица земли город Новый Орлеан. Президент США Джордж Буш выразил обеспокоенность относительно состояния американской экономики в целом и ситуацией на фондовом рынке. И объявил, что Казначейство США выделяет беспрецедентную сумму в $800 млрд. из денег налогоплательщиков для подъема фондового рынка.
Если хаос на фондовом рынке продлится еще год-два, чего не исключают некоторые эксперты, то многие люди, компании и даже государства будут превращаться из богатых в бедные и наоборот, причем с пугающей быстротой. Не следует забывать, что Китай, Япония, Россия и страны Персидского залива являются главными финансовыми донорами США. И большую часть своих золотовалютных резервов хранят в казначейских облигациях и других ценных бумагах правительства США.
Не исключено, что в подобных бумагах, имевших до сих пор высшую степень надежности, хранились и золотовалютные резервы Азербайджана, что чревато потерями. Кроме того, частные банки страны и некоторые госкомпании набрали кредитов на Западе в эпоху «дешевых денег». «Дешевыми» бывают как правило короткие деньги, и когда наступит пора рефинансирования, а это будут уже «дорогие» деньги, у некоторых из финансовых учреждений могут начаться проблемы.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора