Изменила ли война на Кавказе политику России на Ближнем Востоке?
После того, как 26 августа Москва признала независимость Южной Осетии и Абхазии, на нее обрушился вал критики извне, в первую очередь со стороны Запада. США предрекали и продолжают предрекать России изоляцию на международной арене и критикуют ее как внутриполитический, так и внешнеполитический курсы. Россия со своей стороны проводит учебные полеты стратегических бомбардировщиков в районе Карибского моря и направляет корабли на совместные учения с флотом Венесуэлы.
Происходящее в зоне интересов США, явный вызов Вашингтону. В СМИ заговорили о «новой холодной войне», которая не преминет отразиться на всех регионах, где пересекаются интересы двух стран. Исключением не станет и Ближний Восток.
Неслучайно, в начале сентября на четырехстороннем саммите в Дамаске, в котором приняли участие президенты Сирии и Франции Башар Асад и Николя Саркози, а также эмир Катара шейх Хамад бен Халиф Аль Тани и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, тема войны на Кавказе звучала среди обсуждаемых региональных проблем – ситуации в Ливане и Ираке, палестино-израильского урегулирования, иранской ядерной программы.
«Мы не хотим, чтобы «холодная война», которая велась в 20-м веке, снова возобновилась, и регион вновь стал ареной противостояния, потому что огонь в одной части света перекидывается на другие районы, где вспыхивает с удвоенной силой», - сказал в ходе саммита Башар Асад. А еще несколько неделями ранее сирийский президент, встречаясь в Москве со своим российским визави Дмитрием Медведевым, напрямую сравнил последнюю войну на Кавказе с ситуацией на Ближнем Востоке. «Эти проблемы во многом схожи, тем более что оба региона имеют стратегическое отношение в мировой системе», - сказал глава Сирии.
Кавказская война оказалась частью геополитической игры, еще одно место действия которой - Большой Ближний Восток. А «схожесть», упомянутая Асадом, это несомненный намек и на вмешательство Вашингтона, и на борьбу за контроль над энергоресурсами, которыми богаты оба региона. И, разумеется, ближневосточные страны отнюдь не заинтересованы в том, чтобы вновь стать ареной столкновения двух держав – России и США. Хотя в тоже время многие на Ближнем Востоке давно хотели бы возвращения двухполюсной международной системы. И именно в этом контексте в основном и были восприняты в регионе действия России на Кавказе.
В отличие от стран Запада многие в арабском, исламском мире поддержали Москву, как на уровне политических лидеров, так и среди населения. Такая поддержка вызвана отнюдь не любовью к России, хотя и это в отдельных случаях имело место. Война на Кавказе напомнила странам третьего мира о временах холодной войны, когда с одной стороны был Советский Союз, а с другой «ненавистные» им США и Израиль вместе с «мировым сионистским заговором». Тем более для таких аналогий были все основания.
Израильские поставки оружия Тбилиси, а также помощь израильтян грузинским военным наделали немало шума в ходе последнего конфликта в Южной Осетии. Отметим, что тесные грузино-израильские связи вполне естественны, учитывая более чем 100-тысячную общину грузинских евреев в Израиле. Приведем только пару примеров: у бывшего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона в Тбилиси похоронена бабушка, а два грузинских министра - обороны Давид Кезерашвили и по вопросам реинтеграции Тимур Якобашвили - когда-то жили в Израиле. Последний факт, кстати, объясняет активное сотрудничество именно в военно-технической сфере и наличие в Грузии израильских военных советников, включая отставного бригадного генерала Гала Хирша, командовавшего Галилейской дивизией во время ливано-израильской войны 2006 года.
Как правило, продажа Израилем оружия за рубеж носит коммерческий характер и, в отличие от подобного бизнеса более крупных держав, практически не имеет политического окраса. Но в этот раз вполне естественное и объяснимое партнерство с грузинами сыграло с Израилем злую шутку и было помещено в контекст ближневосточного противостояния.
Самым ярким стало высказывание лидера ливанского движения «Хезболлах» Хасана Насраллы, что Гал Хирш, «который потерпел поражение в Ливане, отправился в Грузию, и из-за него они тоже проиграли». В СМИ появились спекуляции на тему того, что Россия в отместку Израилю будет поставлять Сирии «Искандер» и в целом укреплять военно-техническое сотрудничество с этой страной, нарушая баланс сил на Ближнем Востоке не в пользу Израиля. Тем более, что практически сразу по окончанию войны на Кавказе в Россию прибыл Башар Асад, дав новую пищу и для слухов о поставках российского оружия в регион и для пересудов на тему противопоставления российской политики на Ближнем Востоке США и ее еще большего сближения с арабами, в первую очередь с Сирией и такими движениями как ХАМАС и «Хезболлах», а также Ираном. Не исключают такого развития событий и ряд российских экспертов.
Как считает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, наличие значительных потенциалов израильского оружия в Грузии может привести к тому, что «арсеналы российского оружия в Сирии несколько пополнятся».
«Мы всегда тщательно отслеживали баланс и отношения наших партнеров», - заметил он.
При этом Сатановский подчеркнул, что любые подобные шаги Россия должна делать, и делает, исходя из собственных интересов, а не «в пику» Европе или США. «Более того, все те, кому Россия не нравится, будут страшно счастливы, если мы начнем как в советские времена опять что-то кому-то делать "в пику", разбрасывать миллиарды долларов по планете, и в каждый угол, куда заползут американские морские пехотинцы, посылать четырех наших десантников", - продолжил Саатновский. Именно подобный подход, по его словам, развалил в свое время Советский Союз. Россия этих ошибок повторять не собирается.
Хотя, как отмечает другой эксперт - директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов - Россия может активизировать работы по выполнению контракта на поставку зенитных ракетных систем С-300 Ирану именно в ответ на усилия США ускорить процесс интеграции Грузии и Украины в НАТО.
«Страны Запада, когда речь заходит о поставках оружия Ирану, сразу начинают напоминать истеричных барышень. Россия может использовать это в своих интересах – «вы включаете Грузию и Украину в НАТО, Россия продает оружие Ирану»... И не только. Есть еще Сирия, Венесуэла», - сказал эксперт. Комментируя сообщения, что пусковые установки пока не поставлены в Иран, эксперт отметил: «Не исключено, что это действительно так. Пока Россия и Запад могли договариваться, контракт мог находиться в состоянии легкой заморозки». «Однако сейчас может настать время "Ч" для активизации поставок С-300 в Иран», - заявил Пухов.
Но особенно неугомонными в связи с войной на Кавказе и перспективой увеличения поставок России на Ближний Восток традиционно выглядят израильские СМИ. Так одна из последних сентябрьских статей в газете «Едиот Ахронот» гласит, что российские военные корабли, базирующие у берегов Сирии, шпионят за Израилем и передают данные сирийцам, а те в свою очередь «Хезболлах». Газета публикует эту информацию со ссылкой на полковника Рама Дора из военной контрразведки. В статье также не преминули напомнить, что израильский провал в войне 2006 г. многие в ЦАХАЛе объясняют доступом «Хезболлах» к российским разведданным и российскому оружию. Издание также отмечает, что информация о кораблях-шпионах поступила как раз в тот момент, когда Россия ведет переговоры с Сирией о поставках оружия и строит атомную станцию в Иране. Со своей стороны Россия, отмечает издание, жалуется на поставки израильтянами оружия Грузии.
Т.е. следует читать это все не иначе как – строительство Бушерской атомной станции и переговоры с сирийцами – это месть Израилю за поставки оружия Грузии, да и в целом очередное подтверждение традиционного с советских времен негативного отношения Москвы к Израилю. В этом же духе попадаются и другие статьи в израильских СМИ, в которых России угрожают возобновить поставки оружия грузинам, если она не будет держаться в стороне от Ближнего Востока.
При этом нигде не отмечается тот факт, что советские времена давно прошли, и Москва неоднократно отмечала, что не собирается играть в блоковую политику на Ближнем Востоке и делать выбор между Израилем и арабами. Что касается Бушерской станции и военно-технического сотрудничества с Дамаском, то Россия ведет их не первый год, и израильским властям об этом известно, в том числе и из первых уст. Кроме того, следует напомнить, что в ходе конфликта на Кавказе МИД Израиля настоятельно рекомендовал заморозить поставки оружия Грузии. И подобное происходит не впервые – еще год назад была заморожена крупная сделка на поставки оружия грузинам в ответ на настоятельные просьбы Москвы. Ведь и Россия в свое время отказалась от планов продаж Сирии ракетного комплекса «Искандер», дабы не портить отношения с Израилем. С учетом этих фактов нет и речи о возможной мести России израильтянам.
В любом случае, история с поставками израильского оружия с Грузией, не испортила российско-израильских отношений, как ранее их не испортили контакты между Москвой и Дамаском, Москвой и Тегераном. И в подтверждение этого факта в начале сентября состоялся визит в Россию гендиректора МИД Израиля Аарон Абрамович, а 20 сентября, наконец, вступило в силу соглашение об отмене виз между двумя странами.
Подобного уровня взаимодействия у Москвы нет ни с одной другой из ближневосточных стран. Впрочем, справедливости ради следует отметить, что хорошие отношения между Россией и Израилем не дают бонусов Москве в попытках влиять на позицию израильтян в рамках ближневосточного урегулирования. И именно Израиль препятствовал осуществлению мечты российских дипломатов – проведения ближневосточной мирной конференции в Москве. А сейчас израильтянам и вовсе не до нее – политики в связи с отставкой с премьерского поста Эхуда Ольмерта заняты формированием правительства, а впереди маячит перспектива парламентских выборов. Однако здесь в проигрыше не только Россия, но и США. Уходящая администрация Джорджа Буша обещала до конца его президентского срока добиться заключения мира между израильтянами и палестинцами, но ситуация практически не сдвинулась с места. Хотя кто как ни Вашингтон имеет влияние на Израиль? Теперь дело за новым хозяином Белого дома, очень многое зависит от того, какую стратегию изберет он на Ближнем Востоке, в других регионах, а также в отношениях с Россией. Уходящая администрация, хоть и обрушивается с критикой на Москву за ее действия на Кавказе, тем не менее, не отказывается от сотрудничества с ней по самым острым международным проблемам, прежде всего иранской. Хотя от деклараций толку мало – вся практика сотрудничества США и России на Ближнем Востоке в последние годы демонстрировала, что несмотря на общие цели и стремления, несмотря на общие переговорные форматы, каждая из стран придерживается собственной тактики. И война на Кавказе ничего здесь не меняет, в том числе и в российской политике в регионе. Москва не станет дружить здесь с кем-то больше или меньше в пику США, а будет исходить, как и впредь, из своих интересов и возможностей. Самое главное, чему научилась Россия в последние годы – не упускать свой шанс, который ей предоставляют как политические оппоненты, так и политические союзники. Именно это ярко продемонстрировала война на Кавказе.
Мария Аппакова, обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА «Новости»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции