Расим Мусабеков: «РЖД, возможно, обладает эксклюзивной информацией из Кремля о разрешении Карабахского конфликта»
Радужные перспективы, рисуемые армянскими СМИ по поводу соединения Армении и Турции железнодорожной веткой Гюмри-Игдыр, и что она сможет составить конкуренцию строящейся магистрали Баку-Ахалкалаки-Карс, могут вызвать только усмешку, сказал 1news.az политолог Расим Мусабеков.
Во первых, пока еще нереально говорить о возможном осуществлении проекта, соединяющего Турцию с Арменией. Если даже российские железнодорожники реконструируют железную дорогу в армянском Гюмри, то она упрется в турецкую границу, которая мало того, что закрыта, так и там нет ветки до Игдыра или Карса. Во-вторых, представим себе, что Турция и Армения открыли границу и построили ветку Гюмри-Игдыр – какими грузами они заполнят ее, если максимум грузопотока между этими странами может составить не более 3% от пропускной способности этой ветки, сказал политолог.
Затем возникает такой вопрос: а куда пойдут грузы? Турция не нуждается в этом тупиковом маршруте, который начинается из Армении и не имеет транзита, у Турции есть свои рентабельные транзитные пути, соединяющие страну с Европой, соседними государствами и морями. У Армении сегодня нет границ с большими странами мира. Нет границ с Россией, у Ирана тоже есть свои пути, и через Армению грузы на мировые рынки не доставишь, у Грузии тоже нет интереса, поскольку у этой страны свой выход на Черное море и транзитные маршруты через Азербайджан и Турцию, высказал свое мнение Мусабеков.
Реанимация армянской железной дороги будет иметь смысл только в случае открытия границ не только с Турцией, но и с Азербайджаном, который является выходом в Россию, на Каспий и в Центральную Азию. А что касается подключения Нагорного Карабаха к ветке из Армении, то это нереально, поскольку еще в советское время подобный проект даже не рассматривался из-за географических проблем, то есть сложного горного рельефа нагорной части Карабаха и армяно-азербайджанской границы. Карабах географически составляет единое целое с Азербайджаном, и через территорию нашей страны есть пять возможных путей прокладки железной дороги в Карабах, плюс еще в советское время была проложена ветка до города Агдама, отметил политолог.
Без подключения Азербайджана с его морскими портами и инфраструктурой, способной перегонять с Востока на паромах составы через Каспий и далее по рельсам на Запад, нереальна реанимация железной дороги Армении. А то, что российские специалисты реконструируют пути в Армении, может быть связано с тем, что руководство Российских железных дорог (РЖД), возможно, обладает эксклюзивной информацией из Кремля о скорейшем разрешении Карабахского конфликта.
И если России действительно удастся помирить Турцию, Армению и Азербайджан и урегулировать Карабахский конфликт, тогда после восстановления транзитных сообщений, возможно, удастся частично заполнить грузами Армянские железные дороги, но, тем не менее, они не составят конкуренции строящемуся Баку-Ахалкалаки-Карс, который коротким путем соединит Китай, Центральную Азию, Южный Кавказ с Европой и станет основным сегментом осуществляемого проекта от Пекина до Лондона, завершил Мусабеков.
Ризван Гусейнов