«Сын пустыни» на славянском военном базаре
Россия может получить от Ливии гораздо меньше того, что ожидалось до поездки Муаммара Каддафи в Москву.
Напомню, что эксперты прогнозировали, что вскоре с Ливией будут заключены оборонные контракты на сумму от 2 до 4,5 миллиардов долларов. Но в то время, как люди в Кремле подбирали подходящее место для бедуинского шатра, в котором предпочитает жить высокий гость (и неизменно возит его с собой), «сын пустыни» думал о другом – как и с кем он будет торговаться в Москве, Минске и Киеве. Для нас Россия, Украина и Белоруссия – это братские страны бывшего СССР, но для полковника Каддафи - это еще и «славянский военный базар», на котором братья-славяне, прежде всего, конкуренты между собой.
Маршрут Муаммара Каддафи по странам СНГ был выбран отнюдь не случайно. Сначала – Россия, затем Белоруссия, далее - Украина. В Москве ливийский полковник мог ознакомиться с полной номенклатурой изделий нашей военной промышленности, к которым он проявил интерес. Это вертолеты Ка-52 «Аллигатор», самолеты Су-35, танки Т-90, комплексы С - 300 последней модификации – словом, новейшие образцы, которых еще нет, или очень мало, на вооружении российской армии. Конечно, это очень дорогое и самое современное оружие. Но есть у России и другие образцы вооружений – попроще и подешевле, доставшиеся в наследство от Советской Армии, и Москва их тоже готова продать. Впрочем, не только Москва, но и Минск, и Киев.
По собственному опыту знаю, что еще в середине 80-х годов прошлого века, когда автор этих строк был военным переводчиком в Ливии, на вооружении ливийской армии были многочисленные образцы советского оружия 60-х начала 70-х годов, и это оружие показало свою эффективность не только на учениях, но и в боевых условиях. (В те годы Муаммар Каддафи вел войну в Чаде, которую Ливия не афишировала). И именно советское оружие, только частично модернизированное, ливийскому полковнику предложили и Александр Лукашенко и Виктор Ющенко.
На базаре, где товар у всех приблизительно одинаков, действуют два фактора – это цена и симпатии покупателя к продавцу. Муаммар Каддафи - опытный политик, по характеру же он во многом сродни с Владимиром Жириновским, и в чем-то - с белорусским президентом Александром Лукашенко. Не случайно во время визита Минск лидеры России и Белоруссии в унисон заявили о схожести позиций двух стран и о необходимости построения многополярного мира. Именно в Минске Муаммар Каддафи вспомнил, что «Ливия прошла период международных санкций, и именно в этот период Белоруссия протянула нам (Ливии) руку дружбы». Действительно, первая встреча Александра Лукашенко с Муамаром Каддафи состоялась в 2000 году, когда президент Белоруссии посетил Ливию с официальным визитом, в ходе которого были заложены основы нынешних белорусско-ливийских связей. Каддафи сказал также, что Лукашенко в Ливии – желанный гость, а белорусский президент обещал вновь посетить Триполи.
С Дмитрием Медведевым Муаммар Каддафи пока мало знаком, но Владимир Путин, еще будучи президентом, в апреле 2008 года побывал с официальным визитом в Триполи и устранил самое главное препятствие на пути развития российско-ливийских отношений – списал 4,5 миллиарда ливийского долга бывшему СССР в обмен на новые контракты с Россией. В Москве Путин не только участвовал в переговорах Медведева с Каддафи, но и разделял культурный досуг ливийского лидера. Они вместе сходили на концерт Мирей Матье в Кремлевском дворце, и, неожиданно для всех, Путин познакомил ливийского гостя с известной французской певицей.
В Киеве ливийского лидера встречали без особых торжеств, которые, впрочем, весьма неуместны в нынешней внутриполитической ситуации на Украине. Но после переговоров с Муаммаром Каддафи Виктор Ющенко открыто заявил на пресс-конференции о нереализованном потенциале военно-технического сотрудничества с Ливией, хотя и отказался раскрывать детали.
Экспертов насторожил тот факт, что в Москве не было официально заявлено о подписании каких-либо двусторонних российско-ливийских документов, в то время как в Минске подобные документы были подписаны. Впрочем, это вовсе не означает, что Медведев, Путин, Лукашенко и Ющенко ни о чем не договорились с Каддафи в военной сфере. Скорее наоборот – договорились, но по понятным причинам решили воздержаться от комментариев.
По-прежнему неясно, будет ли у России новая военная база на Средиземном море в ливийском порту Бенгази. Как писала на днях газета «Коммерсантъ», это вопрос был одной из тем московских переговоров Каддафи с Медведевым. В то же время недавно в другом ливийском порту – Триполи недавно побывал отряд боевых кораблей Северного флота во главе с крейсером «Петр Великий». Туда же заходил и российский сторожевой корабль «Неустрашимый», который сейчас охраняет суда в у берегов Сомали. По замыслу ливийского лидера, пишет «Коммерсантъ», российское военное присутствие станет гарантией ненападения на Ливию со стороны США, которые, несмотря на многочисленные примирительные жесты Триполи, не спешат заключать полковника Каддафи в свои объятия. Оценка, конечно, смелая, но интересная.
Совершенно очевидно, что Россия имеет неоспоримые преимущества перед Белоруссией и Украиной как минимум по трем причинам. Во-первых, российское оружие новое, высокотехнологичное и во многом превосходит зарубежные аналоги. Во-вторых, не исключено, что братья-славяне, несмотря на многочисленные политические противоречия (особенно между Россией и Украиной после поставок украинского оружия в Грузию) все же договорились о том, что и почем продавать Каддафи. В-третьих, есть вероятность того, Москва все-таки решит создать военно-морскую базу в Бенгази, и предполагаемая аренда базы будет стоить больших денег, в чем весьма заинтересованы ливийцы. Вопрос только в том, сможет ли Россия позволить себе такую роскошь в условиях мирового финансового кризиса, когда ее золотовалютные резервы тают на глазах, а бурный поток нефтедолларов превращается в тихий и спокойный ручей.
Кто же из трех братьев-славян – Медведев, Лукашенко или Ющенко более ценен «ливийскому полковнику» и у кого он купит больше оружия? Ответ мы узнаем лишь тогда, когда в Триполи вновь поплывут корабли, полетят самолеты и пойдут танки с неуничтожаемым клеймом «Made in USSR», а современные космические системы без труда отследят маршруты их следования.
Андрей Муртазин, обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции