Захид Орудж: «Россия понимает, что затягивание с решением Карабахского конфликта дает Западу шансы на укрепление в регионе»
Эксклюзивное интервью 1news.az с членом постоянной комиссии Милли Меджлиса по безопасности и обороне Захидом Оруджем
- В последние дни в центре повестки дня оказалась тема Московской декларации. Многие, особенно оппозиция, заявляют, что этот документ не вполне отвечает интересам Азербайджана. Есть ли в декларации моменты, противоречащие интересам Азербайджана, и если да, то какие?
- Уже тот факт, что переговоры прошли в таком формате, доказывает отсутствие какой-либо угрозы интересам Азербайджана с самого начала процесса.
Во-первых, переговоры ведутся между президентами Азербайджана и Армении, без участия третьей стороны и посредников, представителей общин и так далее. Во-вторых, обсуждалась тема попыток России вернуть Кавказ целиком в сферу своего влияния после 8 августа, взять под свой контроль процесс урегулирования Карабахского конфликта, и отмечалось, что весь регион оказался в качестве мишени для 58-й армии, так что в любой момент возможно повторение событий начала прошлого века.
В этих переговорах чувствуется, что Россия принимает во внимание ряд международных факторов и антироссийских влияний. Многие заявляют, что российская сторона использует эти переговоры в пропагандистских целях, но я считаю, что в документе присутствуют моменты, иллюстрирующие позиции Запада в нашем регионе. Хотя основным инициатором переговоров явилась Россия, однако документ не был подписан под полным контролем российской стороны наподобие процессов столетней давности и не был однозначно направлен против Запада. В тексте декларации признается влияние Запада на события в регионе и его участие в переговорном процессе в лице Минской группы ОБСЕ.
Что касается интересов Азербайджана, то заявляю, что в документе отсутствуют какие-либо моменты, угрожающие безопасности, суверенитету, Конституции нашей страны, и более того, в некоторых пунктах интересы Азербайджана защищены более всеобъемлюще. В документе ясно указывается на нормы и принципы международного права и плюс к этому отмечается, что конфликт должен быть разрешен на основе ранее принятых документов. Как известно, в принятых за минувшие годы резолюциях ООН, в решении последней 62-й сессии, документах Совета Европы однозначно поддерживается территориальная целостность Азербайджана, либо признается факт оккупации. Таким образом, большинство существующих документов отвечает интересам Азербайджана.
В Московской декларации говорится также о необходимости установления мира и безопасности в регионе, а на последующем этапе и осуществление мер взаимного доверия, и это очень важный момент. В прежних же моделях первоочередная роль отдавалась налаживанию экономических связей, что должно было создать предпосылки для диалога сторон.
- В чем же могут состоять меры взаимного доверия?
- На днях представитель МИД заявил, что речь идет об освобождении семи районов, или возвращении беженцев и переселенцев, что только такие шаги могут создать обстановку взаимного доверия между сторонами, необходимую для дальнейших действий. Думаю, что на этом этапе возможна постановка вопроса о взаимных поездках представителей интеллигенции, как это один раз уже было, или шаги к налаживанию контактов между общинами, проведению встреч между влиятельными представителями сторон. Одним словом, в целом этот документ обеспечивает интересы Азербайджана, он подтверждает те принципы, которые до сих пор не раз излагались президентом Азербайджана, и тем самым создает предпосылки для подписания последующих документов. В нынешней ситуации наличие тех или иных стратегических планов России никоим образом не угрожает интересам нашей страны.
- В декларации говорится, что Минская группа должна усилить свою работу. Насколько перспективна подобная постановка вопроса после 16 лет бесплодной деятельности сопредседателей МГ?
- Раньше выдвигавшиеся инициативы служили делу сохранения конфликта в замороженном состоянии. Такие инициативы выдвигались каждой из стран-сопредседателей МГ – США, Россией, Францией. Эта борьба за влияние в регионе делала невозможным прогресс в урегулировании конфликта, и мы понимали, что столкновение интересов ставит под удар деятельность МГ.
Однако после 8 августа выдвигаемые инициативы имеют иной характер. Все понимают, что продолжение прежней тактики окончательно превратит МГ в бессмысленную структуру. Как и то, что утраченные позиции дают России все новые шансы вернуть свое влияние в регионе военно-силовым путем. Вот почему после 8 августа администрация США стала куда активнее заявлять о важности гарантий территориальной целостности Азербайджана. Министр иностранных дел Великобритании заявил, что промедление Запада в этом вопросе может привести к серьезным последствиям, и поэтому необходима более активная позиция в карабахской проблеме. Иными словами, хотя к деятельности ОБСЕ накопилось множество справедливых претензий, ныне ситуация изменилась. Россия понимает, что затягивание с урегулированием конфликта дает Западу дополнительные шансы на укрепление в регионе.
- Существуют мнения, что после известных событий в Южной Осетии Россия, активизируя свою политику в карабахском вопросе, пытается использовать Азербайджан для своего рода энергетического давления на Запад.
- Сегодня стратегия Россия направлена на то, чтобы, с одной стороны, противостоять глобальному финансовому кризису, а с другой - смягчить удар, нанесенный ее международному престижу вследствие событий в Абхазии и Южной Осетии. Я считаю, что главный мотив активизации России состоит в стремлении превратить Кавказ как стратегически важнейший регион в опору своего международного авторитета на последующие годы. Для этого российской стороне необходимо преодолеть определенное противоречие позиций с Азербайджаном и поднять политическое сотрудничество на более высокий уровень с тем, чтобы подорвать сотрудничество Азербайджана с Западом, остановить его участие в осуществляемых Западом экономических проектах, привлечь его к наращиванию своего военного присутствия в регионе.
- По-вашему, могут ли активизировавшиеся в последнее время переговоры привести к подписанию мирного соглашения?
- Шаги в этом направлении в предстоящий период примут более интенсивный и систематический характер. Это диктуют множественные интересы в нашем регионе, а также ряд других факторов. В ближайшее время этот новый раунд, начавшийся по инициативе Кремля, повлечет за собой новые шаги. Собственно, такие шаги уже сделаны российской стороной в конфиденциальной части переговоров, и в результате позиции Армении оказались существенно подорванными. Не случайно многие политические круги в Армении заявляют о предательстве со стороны России, об угрозе интересам Армении, вызванной признанием Россией роли Турции в данной проблеме. Представляется, что Россия в известной мере нейтрализовала прежнюю деструктивную и фактически вызывающую политическую линию, проводившуюся Арменией. Безусловно, не может не сказаться и фактор сплоченности и консолидации азербайджанского общества, проявленный на недавних президентских выборах, чего никак нельзя сказать об Армении. В результате сказанного возросло значение позиций России и Азербайджана в разрешении проблемы.
- Насколько же предстоящее мирное соглашение будет отвечать нашим ожиданиям и чаяниям?
- Чтобы добиться этого, правительство Азербайджана провело достаточно обширную и кропотливую работу в экономической, политической, морально-психологической областях. Да, сегодня в некоторых кругах высказываются протесты против декларации, и это мы воспринимаем естественно. Мы должны четко знать круг допустимых для нас компромиссов, уточнить, чего мы хотим. К сожалению, мы не слышим дискуссий о предполагаемом правовом статусе Карабаха и его возможном восприятии в обществе. Хотя если бы споры об этом шли, мы могли бы прояснить ряд вопросов, которые ныне представляются туманными. Наряду с этим, официальные органы и политические круги должны определенно заявить, какую модель мира мы рассматриваем как отвечающую нашим интересам.
Кямиль Хамзаоглу