Разговор в пользу бедных?!
25 ноября в Издательском доме «Комсомольская правда» состоялась пресс-конференция оргкомитета по выработке антикризисных мер.
В пресс-конференции приняли участие председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, ведущий передачи на Первом канале «Судите сами» Максим Шевченко, российский экономист и политолог Михаил Делягин, экс-министр экономики Таджикистана Давлят Усмон, представитель левого фронта, один из ведущих экспертов в области экономики и политики Дмитрий Галкин.
Нужно отметить, что вопрос о нелегальной миграции существует не только в России, Европа и Америка в не меньшей степени переживают периодические всплески миграции. Однако разница все же есть. Если в западных странах мигрантами зачастую являются все-таки люди из другой страны, пусть даже соседней, то в России, как правило, мигрантами становятся те люди, которые совсем недавно, в масштабах истории, являлись гражданами одного государства - СССР.
Несомненно, за это время выросло поколение людей, совершенно по другому воспринимающих Россию, многие из них в силу разных обстоятельств вообще не выезжали за пределы собственного села (как правило, это все-таки деревенские люди). Как же воспринимать этих людей? Кем они являются для России - благом, цементирующим рост экономики и позволяющим на коротком этапе решить ряд экономических проблем, или все-таки злом, грозящим социальной катастрофой? Этот вопрос был в числе приоритетных на пресс-конференции.
Как заявил в своем вступительном слове Гейдар Джемаль: «Все свидетельствует о том, что тема трудовых мигрантов становится ведущей в медийном российском пространстве, причем эксплуатируется не всегда добросовестно, а если называть вещи своими именами - в откровенно дестабилизирующем ключе. Мигранты рисуются как некая толпа народа, лишенная рабочих мест и заработка, рискующая превратиться в деструктивную орду, которая будет грабить, насиловать убивать и т.д.»
Сейчас, когда в любой сводке новостей, комментируя преступления, журналисты не преминут сакцентировать на национальной или региональной принадлежности преступника, разжигание национальных вопросов и вопросов религии становится делом не только малочисленных групп, но и целых сообществ.
В последнее время все чаще стали звучать тезисы, в том числе и от политиков, о выдворении мигрантов из России. Гейдар Джемаль также отметил: «Мигранты могут быть выброшены со своих трудовых мест, насильственно выдворены из России, это идея откровенно провокационная и глупая, которая нанесет колоссальный ущерб государственным интересам нашей страны. Во-первых, это приведет к коллапсу во всех отраслях экономики, во-вторых, сама идея, что мигранты отнимают у кого-то трудовые места, бредовая, потому что они работают на тех трудовых позициях, которые россияне занимать не будут»
Он также обратил внимание на возможные последствия такой политики не только в самой России, но и в тех республиках, откуда они приезжают: «Хочу подчеркнуть, что лишение мигрантов возможности заработка и удаление их в свои республики приведет к радикальной дестабилизации в самих республиках и приходу к власти, на волне обвала экономики, группировок, которые заставят со слезами вспомнить те режимы, которые существуют сегодня, они будут откровенно антимосковские, если не откровенно криминальные режимы»
Таким образом, говоря о конкретных мерах, было сказано, что можно было бы апеллировать к ресурсам самой общественности, но она не готова к масштабным действиям. Для этого необходимо личное вмешательство президента. Без личного контроля президента все это будет просто разговор, но контроль должен быть соединен с общественной поддержкой.
«Необходимо вывести трудовые ресурсы мигрантов из-под контроля частного бизнеса, но частный бизнес может помогать как общественная сила, давать деньги в фонд, поддерживать необходимые проекты. Необходим профсоюз мигрантов. Организация этой рабочей силы не для социальной раскачки и конфликтов, а люди в юридическом смысле структурированные, с точки зрения профсоюза для мигрантов»,- также отметил председатель Исламского комитета России.
Вторым выступающим на пресс-конференции был Михаил Делягин. Он сказал: «Проблема есть и большая. Идея передать диаспорские структуры под личный контроль президента нереальна. В России на конец августа 12 миллионов мигрантов, чуть больше 6.5 миллиона работают в строительстве. Это завышенные оценки, потому что много сезонных рабочих, которые сами уезжают. Но речь, все равно, идет о миллионах людей, которые не владеют русским языком, социально не адаптированы, которые живут в вагончиках на стройке. В первую очередь государство должно отвечать перед гражданами своей страны, а что касается приезжих, то есть вопросы гуманизма и недопущения негативных воздействий, разрушение культурного баланса и порчи рынка труда. Еще 15 лет назад дворниками были местные студенты, преподаватели, научные сотрудники и просто работающие за квартиру. Сейчас местное население не готово работать за копейки».
Делягин отметил, что разделение сферы социальной ответственности перед собственными гражданами и приезжими все-таки должны быть разными. «Российское общество является рабовладельческим, огромный слой людей не имеет прав вообще, происходит клановость, и не только питерская, а из Кавказа и Средней Азии. Идет рост преступности»,- продолжил политолог.
Он также призвал отменить приказ о переписи, запретить беспредельный допуск милиции на стройки, где люди просто пропадают. Отменить закон, который позволяет давать гражданство людям, не знающим русский язык и не имеющим законных источников существования на территории РФ.
Дмитрий Галкин попросил слово и выступил в защиту всех мигрантов без исключения. Он сказал: «…беззащитность трудовых мигрантов, легкий объект для манипуляций, это заставляет натравливать на определенные слои населения, маскируя реальные угрозы».
Безусловно, таджик или киргиз, работающий в Москве, может содержать семью, потому что на родине другие цены. Очевидно, что российский рабочий на эти деньги прожить не может. Это делается для того, чтобы представить труд мигрантов в качестве социальной угрозы.
Несмотря на общую цель, в процессе формирования позиций чувствовалась некая разнополярность мнений. Например, Максим Шевченко жестко выступил и заявил, что: «… само слово мигранты кажется мне оскорбительным применительно к тем людям, которые согласно «Закону о соотечественниках РФ» подписанному Президентом РФ, являются нашими соотечественниками. Те государства бывшего Советского Союза, с которыми существует безвизовый режим, их граждане имеют особый формат пребывания на территории РФ. Почему граждане страны, с которыми существует безвизовый режим, называются легальными или нелегальными мигрантами. Речь идет не о каких-то мигрантах, не о выходцах из Индии, Бангладеш или Африки, а речь идет о наших соотечественниках».
Он также не согласился с Михаилом Делягиным в вопросах выработки мер и отметил, что согласование защиты трудовых прав должно вестись в одном поле, нельзя отдельно защищать права таджиков и узбеков и отдельно права российских граждан. Защита единых трудовых прав всех пролетариев и трудящихся должна быть целой.
Максим Шевченко сказал: «Я никогда не солидаризуюсь с таким разделом Советского Союза, референдум в Средней Азии был за сохранение СССР, воля этих людей была попрана и сегодня мы обсуждаем, как защитить какое-то абстрактное пространство…Я считаю, должно быть единое трудовое поле, социальные права и никакого особого налогообложения, я считаю, Россия должна давать приоритетное право на въезд в нашу страну выходцам из этих стран».
«Сегодня мы обсуждаем, могут ли работать таджики и узбеки, завтра будем обсуждать, могут ли работать чеченцы и дагестанцы», - подчеркнул он.
Участники сошлись на том, что должны быть программы по работе с кавказцами, среднеазиатами и т.д., не должно быть программы сегрегации и вытеснения народов, которые хотели бы жить в России, они приводят к уменьшению социального слоя.
Последним из выступающих, был Далвят Усмон. Он привел некоторые цифры и отметил, что: «Если российскую экономику хотят превратить в одну из экономик мира, то без рабочих рук не обойтись. В начале 90-х в РФ проживало 5 тысяч таджиков, сейчас только граждан РФ 700 тысяч, а вообще от 1 до 1.5 млн таджиков проживают в РФ. В самом Таджикистане из-за оттока рабочей силы сельское хозяйство упало на 30%, не хватает рабочих рук, но условия после распада не позволяют остаться жить людям там. Они приехали на заработки».
Надо отметить, что ни в анонсе, ни во время самой пресс-конференции нелегалы- азербайджанцы практически не упоминались. Этот факт может свидетельствовать о нескольких вещах: либо мы очень хорошо встроены в систему и настолько организованы, что не представляем социальной угрозы для российского общества, либо мы так раздражаем общественность и власть, что о правах граждан-азербайджанцев как всегда говорить не приходится.
Успокаивает одно - действительно, все познается в сравнении и сейчас, вытеснив нас на стройках в качестве дешевой рабочей силы и во дворах в качестве дворников и уборщиков, азербайджанцы на рынке кажутся элитным сообществом, представляющим субкультуру российских мигрантов.
Саадат Кадырова, политолог, независимый корреспондент, Россия, Москва
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора