Последние среди равных
1 марта текущего года в Брюсселе (Бельгия) состоялся экстренный саммит стран-членов Евросоюза. В повестке дня стоял вопрос оказания чрезвычайной финансовой помощи странам Восточной Европы в условиях экономического кризиса. Иными словами, новые члены Евросоюза, воодушевленные декларируемым равенством всех участников этой организации, решили попросить денег у богатых западноевропейцев.
Воспитанные в духе «халявы» времен брежневского СССР восточные европейцы мелочиться не стали. Премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань предложил попросить 300 млрд. евро на всех страждущих, но, посоветовавшись с другими представителями новобранцев, остановились на пакете помощи 190 млрд.евро. Изначальный энтузиазм некогда ярых поборников евросолидарности был быстро остужен. Канцлер германии Ангела Меркель в своем выступлении на саммите строго предупредила, что ни о каких гигантских суммах и речи быть не может.
Осознание того, что главное экономическое преимущество, которое приобрели новобранцы от членства в Евросоюзе, это возможность для своих граждан подзаработать в благополучных европейских государствах, очень огорчила восточноевропейцев. Обиженные лидеры последних заговорили о «золотом занавесе» между Западной и Восточной Европой, который по мере отсутствия потребности в рабочей силе и принятия мер, ограничивающих приток эмигрантов в развитые страны, девальвируется в «железный».
Обида усугубляется еще и тем, что обещанные относительно небольшие деньги будут выделяться для решения точечных экономических проблем и по сути «на руки» их выдавать не станут. По инициативе той же Германии помощь будет осуществляться по линии Международного валютного фонда и Европейского банка реконструкции и развития, куда страны-доноры Евросоюза перечислят финансовые средства. Таким образом, государствам Восточной Европы, впервые после второй мировой войны столкнувшимся с финансово-экономическим кризисом такого масштаба, фактически предложено больше полагаться на свои силы и помощь Всевышнего, чем на щедрость «грандов» Евросоюза.
В целом же январский газовый и набирающий обороты финансово-экономический кризисы ставят под сомнение пресловутую европейскую солидарность. Лишним доказательством тому может служить последний саммит Евросоюза в Брюсселе. Его итоги продемонстрировали, что президент Франции в первую очередь печется о благополучии французов, а канцлер Германии – немцев. И даже эти две крупнейшие экономики пока с трудом, но противостоящие кризису удачливее относительно других членов Евросоюза, не прочь получить финансовые средства из общих денег этой организации. Налицо раздел Европы по степени воздействия на государства – члены тех или иных кризисных явлений или по интересам.
Откровенно скуповат оказался Евросоюз на программу «Восточное партнерство», рассчитанную на 6 республик бывшего СССР, в число которых входит и Азербайджан. На все выделено 350 млн. евро на 4 года, в среднем 10-15 млн. евро на брата в год. Это совсем небольшие деньги для такой экономики, как, скажем, молдавская, не говоря уже о том, что по меркам азербайджанской это и вовсе «смешные деньги».
Но еще более любопытным представляется заявление канцлера Германии Ангелы Меркель, сделанное в Брюсселе. Смысл его состоял в том, что проект «Набукко» не должен быть реализован за счет денег налогоплательщиков. Это привносит дополнительную интригу в предстоящий саммит в Праге, который будет рассматривать вопрос строительства газопровода.
Чингиз Велиев, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.