Решит ли Вашингтон иранскую дилемму?
С беспрецедентным видеопосланием к «народу и властям Ирана» по случаю Новруза обратился президент США Барак Обама..
«На протяжении веков ваше искусство, музыка, литература и изобретения делали мир лучше и красивее. Здесь, в Соединенных Штатах, наши национальные общины обогащались благодаря вкладу американцев иранского происхождения. Мы знаем, что вы являетесь великой цивилизацией и ваши достижения заслужили уважение в Соединенных Штатах и во всем мире», – заявил глава Белого дома.
Обращаясь напрямую уже к руководству Ирана, Обама признал, что у обеих стран «были серьезные разногласия, которые со временем росли». Но сейчас многое может измениться. «Моя администрация, – объявил президент, – привержена дипломатии, которая берется за полный охват вопросов, которые стоят перед нами, стремясь к установлению конструктивных связей между США, Ираном и международным сообществом».
Таким образом, провозгласив новый курс своей администрации, Обама поставил перед иранцами выбор: или дальше продолжать политику угроз, или совместно искать пути налаживания отношений.
Тегеран, заявил американский президент, не сможет претендовать на уважение в мире «благодаря угрозам». Но если руководство Исламской Республики предпримет аналогичные американским «миролюбивые шаги, которые покажут истинное величие иранского народа и цивилизации», то Вашингтон, пообещал Обама, готов помочь тому, чтобы Иран занял «законное место в сообществе наций».
Американцы сделали все, чтобы о послании стало известно широкой общественности Ирана. Обращение транслировалось персидской службой телекомпании Voice of America (VOA), а видеоролик с субтитрами на фарси вполне доступен на сайте Белого дома. Обращение было также передано некоторым ближневосточным телеканалам для трансляции во время празднований новруза, а сам американский президент поздравил иранцев даже на фарси.
Правда официальные иранские СМИ предпочли послание Обамы проигнорировать, да и иранское руководство американские поздравления приняло сдержанно.
Помощник Ахмадинеджада Али Акбар Джаванфекр объявил, что Обаме требуется «фундаментальный пересмотр политики США» в отношении Ирана.
Что ждет Тегеран от Вашингтона? Прежде всего, американскому руководству нужно «признать собственные ошибки» и извиниться за злодеяния против иранского народа, цитирует Reuters помощника президента. Список можно начать с 1953 года, когда ЦРУ помогло свергнуть популярного в народе премьер-министра Мохаммада Мосаддыка, вернув власть шаху, и закончить публичной поддержкой США Израиля, политика которого, как считают в Иране, направлена против нынешнего иранского режима.
Кстати в прошлом году американская администрация также поздравляла иранцев с Новрузом, но в тот же день в интервью VOA тогдашний президент Джордж Буш обрушился на иранский режим с критикой за разработку национальной ядерной и ракетной программ. Сейчас же Обама дал понять, что готов выполнять предвыборное обещание дипломатическими средствами нормализовать отношения с Тегераном.
В ходе кампании он даже говорил о готовности встретиться «с достойным представителем иранского руководства». Правда, с приходом к власти тон Обамы стал сдержаннее. В марте этого года госсекретарь США Хиллари Клинтон вновь указала, что иранские ядерные амбиции по-прежнему, с точки зрения американцев, представляют собой угрозу. В то же время она дала ясно понять, что Вашингтон будет приветствовать участие Тегерана в Международной конференции по Афганистану.
Напомним, что дипломатические отношения между США и Ираном были разорваны еще в 1979 году, когда радикально настроенные сторонники аятоллы Хомейни штурмом взяли посольство США в Тегеране, взяв в заложники 52 сотрудника.
По словам Обамы, он с нетерпением ждет времени, когда старые разногласия будут преодолены и появятся новые возможности для сотрудничества и торговли. Иран заслуживает занять свое законное место в мире, указал президент, но это должно быть достигнуто мирными средствами, а не посредством террора или угрозы оружия.
При этом необходимо заметить , что Обама не сделал никаких конкретных предложений. Он сказал лишь, что ждет «нового будущего», и добавил, что «достичь этого будет непросто».
Что же побудило главу новой американской администрации пойти на столь неожиданный шаг?
Похоже, что Обама, решил отмежеваться от политики администрации предыдущего президента Джорджа Буша, которая причислила Иран к странам «оси зла». За последние годы отношения двух стран сильно обострились, особенно после прихода к власти в Иране в 2005 году нынешнего иранского президента Махмуда Ахмадинеджада.
В последние годы пребывания Буша в кресле президента США отношения накалились настолько, что в американской прессе стали появляться утечки, как правило, со ссылкой на анонимные источники, о намерении США начать военную кампанию против Ирана, если противостояние по поводу иранской ядерной программы не будет разрешено дипломатическими средствами. Американские власти, правда, при этом опровергали слова журналистов, но одновременно заявляли, что рассматривают все варианты действий, включая военную операцию и ядерный удар, для того, чтобы не допустить создания Ираном ядерного оружия.
Существенным фактором в американо-иранских отношениях является Россия, которая вместе с Китаем традиционно тормозила в Совбезе ООН жесткие санкции против Тегерана. Недавно Россия объявила о завершении строительства первой иранской АЭС «Бушер», а теперь планирует заключить с Ираном контракт на поставку ядерного топлива на эту АЭС как минимум на 10 лет.
Кроме того, до сих пор до конца не решен вопрос с поставками Ирану российских систем ПВО С-300. Контракт на поставку С-300 был заключен два года назад, однако пока так и не начал выполняться. Российская сторона заявляет , что вопрос поставок Ирану систем С-300 зависит «от складывающейся международной обстановки».
Не так дано в СМИ активно обсуждали новость о тайном письме, в котором, как сообщалось, Обама будто бы пообещал Медведеву пересмотреть планы размещения элементов американской ПРО в Восточной Европе, если Россия заставит Тегеран отказаться от разработки ядерного оружия и ракет дальнего действия. Так, в изложении The New York Times в послании Медведеву отмечалось, что у США не будет необходимости размещать перехватчики в Европе, если Иран прекратит разработки ядерных боеголовок и баллистических ракет. Далее приводилось пояснение неназванных источников газеты в администрации США о том, что тем самым Вашингтон пытается создать стимул для того, чтобы Москва поддержала позицию американцев в отношении Ирана.
Хотелось бы напомнить и другое. Когда Обама только баллотировался в президенты, он обещал, что вступит в переговоры непосредственно с иранским руководством, и за это он тогда подвергся резкой критике своих оппонентов.
В сложившейся ситуации Барак Обама понимает, что пришел момент, когда надо брать инициативу в свои руки. Чтобы заставить Иран прекратить дальнейшее обогащение урана, выносились уже три резолюции Совета безопасности и против Ирана накладывались санкции, но это так ни к чему и не привело. Обогащение урана продолжается, на заводе в Натанзе работает уже более 4 тыс. центрифуг, и Ахмадинеджад несколько раз говорил, что никакая сила не заставит Иран прекратить дальнейшее развитие ядерной программы, которую он, естественно, называет мирной.
Все это вызывает большую тревогу в мире, особенно в Израиле. Можно представить себе жителей Израиля, которые слышат, как руководители Ирана прямо заявляют, что Израиль должен быть стерт с карты мира. И вполне возможно, что эта держава собирается обзавестись ядерным оружием.
Возникает вероятность, что новое израильское правительство может поддаться этому давлению общественности и подумать о том, чтобы нанести удар по иранским ядерным объектам. Барак Обама не может этого не учитывать, поскольку один из приоритетов его внешней политики - это, как и все предыдущие десятилетия, обеспечение безопасности Израиля.
Важен и другой факт. Иранское руководство хорошо осознает, что США не будут сейчас воевать с Ираном. Они уже ведут две войны- в Ираке и Афганистане, и начать третью в условиях глобального кризиса и значительных людских потерь , они просто не посмеют. Более того, Тегеран не очень волнуют санкции. Единственная ощутимая для Ирана санкция - эмбарго на вывоз нефти. Но этого не допустит ни Россия, ни Китай, ни многие западноевропейские страны.
К тому же , после того ,как американцы уничтожили их главного врага Саддама Хусейна, Иран значительно укрепил свои позиции на Ближнем Востоке, и влияет на ситуацию в регионе. Он поддерживает и финансирует «Хезболлу», а также ХАМАС, которая воевала недавно с Израилем.
В подобных условиях вряд ли следует ожидать, что Иран в ближайшее время пойдет на уступки. К тому же у Тегерана к Вашингтону огромный пакет требований . Главное из них - чтобы Америка принесла извинения за ту политику, которую она проводила несколько последних десятилетий после Исламской революции 1979 года в отношении Ирана.
Сам Барак Обама рассчитывает на то, что его избрание на должность президента было чрезвычайно благоприятно воспринято во всем «третьем мире»: в Азии, в Африке, в том числе и в Иране. Люди ожидают, что новый президент, тем более, чернокожий, будет проводить новую более благоприятную политику в отношении азиатских и африканских государств.
К тому же у Обамы есть значительный кредит доверия и он хотел бы им воспользоваться. В целом, с точки зрения иранцев, он ничем себя не запятнал, и сразу же отвергать все его предложения было бы для Тегерана не совсем удобно. Поэтому Обама рассчитывает, что в ответ на его обращение возможно встречное движение .
Речь, конечно, не идет о том, чтобы в ближайшее время устроить встречу Барака Обамы с иранским президентом. Но переговоры можно начать и на более низком уровне. К примеру , американцам уже удалось привлечь Иран к переговорам по Афганистану. Более того, судя по всему, американцам удалось, видимо, договориться с Ираном и в отношении иракской ситуации. Не секрет, что Иран уже не так активно, как прежде, поддерживает иракскую шиитскую радикальную организацию «Армия Махди», которой руководит известный политический деятель Муктада ас-Садр. Иран, видимо, согласился с тем, что в Ираке вполне возможно если не перемирие, то установление более или менее нормальных отношений между руководителями суннитской и шиитской общин, что сейчас и происходит.
Таким образом, мы видим, что в отношении своих двух соседей - Ирака и Афганистана - Иран уже идет на более или менее согласованные действия с американцами. И это можно считать хорошим началом. В Тегеране ждут, прежде всего, чтобы Обама вычеркнул Иран из списка «оси зла», куда иранцев занес Буш. И, во-вторых, чтобы американцы дали торжественное и открытое обещание не предпринимать ничего для того, чтобы свергнуть нынешний иранский режим. Это, пожалуй, два основных условия, после выполнения которых, могла бы наступить и встреча руководителей обеих стран. Но об этом пока говорить слишком рано.
Убежден, что в Иране сейчас будут серьезно взвешивать все «за» и «против» и готовить адекватный ответ Вашингтону. Предполагать, что во главе Ирана стоят безрассудные фанатики, которые готовы пойти на все, что угодно, и даже спровоцировать войну с Соединенными Штатами, думаю, совершенно неправильно.
Не следует забывать - иранцы очень искусные и опытные дипломаты. История показывает, что они могут вести сложные геополитические игры и удачно маневрировать. А это в нынешних условиях как никогда очень важно.
И, тем не менее, Вашингтону придется приложить немалые усилия для решения иранской дилеммы, оставшейся в наследство от прежних американских администраций.
Фикрет Садыхов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.