Первая мировая: пролог века войн | 1news.az | Новости
Точка зрения

Первая мировая: пролог века войн

18:00 - 29 / 06 / 2009
Первая мировая: пролог века войн

К 90-летию со дня окончания войны.

Первая Мировая война, начавшаяся 28 июля 1914 года, завершилась перемирием 11 ноября 1918 года. Однако официально состояние мира было утверждено более чем полгода спустя – 28 июня 1919 года, через четыре года и одиннадцать месяцев после начала войны, и ровно через пять лет после открывшего ей дорогу «Сараевского инцидента», в ходе которого был убит наследник Австро-Венгерского престола, эрцгерцог Франц-Фердинанд.

Человеческая история помнит тысячи войн и конфликтов, однако мало какие конфликты оказывали столь большое влияние на последующее развитие всего мира, и особенно – на развитие военного дела, как две глобальные схватки XX века – Первая и Вторая мировые войны. Однако если о влиянии Второй Мировой сказано (и еще будет сказано) очень много, то Первая Мировая часто остается в тени чудовищной бойни 1939-45 годов, хотя именно в ходе боевых действий 1914-18 годов впервые появились или впервые нашли массовое применение многие технические новинки, определившие облик войн XX века.

Эти новинки, появившиеся буквально во всех родах войск, стали отражением того бурного технического прогресса, которым ознаменовался рубеж XIX-XX веков, и который не мог не задеть военную сферу. Более того, некоторые рода войск как таковые появились или получили боевое крещение именно во время Первой Мировой.

Особенно на этом фоне выделяется авиация. Впервые поднявшись в воздух в 1903 году, самолет в течение нескольких следующих лет считался лишь забавной технической новинкой, игрушкой для богатых сумасбродов. Однако вскоре на стремительно растущие возможности аэропланов обратили внимание военные, которые начали выдавать технические задания и проводить конкурсы для выявления аппаратов, наилучшим образом соответствующих нуждам армии и флота. Первое боевое применение самолетов относится к Балканским войнам 1912-13 годов, а к началу Первой Мировой в развитых странах авиация уже входила в состав армий и флотов в качестве вспомогательных сил.

В ходе войны произошло разделение авиации на роды – истребительная, фронтовая, бомбардировочная (легкая и тяжелая), разведывательная, каждый из которых имел свою специфику. Чем дальше, тем больше разнились ТТХ машин, предназначенных для различных задач.

Появление истребительной авиации стало возможным с изобретением пулемета, способного стрелять через плоскость вращения винта. Первый шаг на этом пути сделал французский пилот Ролан Гарро, установивший на воздушный винт своего самолета металлические отражатели, позволявшие лопастям выдерживать попадания пуль. Вскоре, получив в свое распоряжение сбитый самолет Гарро, немецкий инженер Энтони Фоккер создает синхронизатор, позволявший задерживать выстрел в момент, когда перед стволом пулемета находилась лопасть винта. Вскоре синхронизаторы появились и в других странах, и воздушные бои, которые на заре войны велись с помощью ругательств и редких пистолетных выстрелов, стали намного ожесточеннее.

Настоящий триумф в годы Первой Мировой пережил подводный флот. Появившиеся за несколько десятилетий до войны, подлодки долгое время не рассматривались всерьез, и когда 22 сентября 1914 года германская подлодка U-9 под командованием Отто Веддигена уничтожила один за другим три британских крейсера – «Кресси», «Хог» и «Абукир» - это стало шоком. Вскоре подлодки стали настоящей грозой морей: действуя и у побережий и в открытом океане они собирали обильную жатву, уничтожая не только транспорты, но и боевые корабли, которые в то время были почти беззащитны перед атаками из-под воды, а их конструкция не была рассчитана на сохранение боеспособности после торпедных атак.

Этот новый фактор оказал огромное влияние на тактику ВМФ. На переходе крупные боевые корабли теперь двигались рассредоточенным «противолодочным ордером» в охранении эсминцев, часто ломая курсы непредсказуемыми зигзагами, чтобы затруднить возможным подлодкам врага прицеливание, а одним из главных требований при проектировании новых линкоров и крейсеров стала улучшенная противоторпедная защита.

Триумфом – и одновременно лебединой песней – стала Первая Мировая война и для линейного флота. Линкоры, или дредноуты, получившие название по первому кораблю этого класса – британскому «Дредноуту», построенному в 1906 году, составляли основу боевой мощи ведущих флотов мира. Они несли мощнейшие артсистемы и тяжелое бронирование, но их мощь стала и залогом их падения. Вооружение в 8-12, а то и больше, орудий калибром 280 мм и выше, в сочетании с мощной броней и энергетической установкой, позволяющей разгонять корабль до скорости 20 и более узлов (от 37 км/ч), автоматически определяло огромные размеры и стоимость корабля, которые вынуждали командование осторожничать со вводом линкоров в бой.

В результате за всю войну состоялось только одно генеральное сражение главных сил противников, когда Хохзеефлотте (Флот открытого моря) Германии и британский Грэнд-флит сошлись в Ютландском бою 31 мая 1916 года. Закончившись «по очкам» в пользу немцев, потерявших меньше кораблей, де-факто оно стало их поражением. После Ютланда Хохзеефлотте уже не рисковал искать генерального боя, и английский флот смог установить прочную морскую блокаду Германии.
После войны гонка линкоров продолжилась, но в итоге ведущие державы мира подписали Вашингтонский морской договор, устанавливавший предельные характеристики кораблей этого класса и их количество в составе флотов договаривающихся сторон. Ограничения этого договора продержались практически до начала Второй мировой войны, в которой линкоры уже отступили на задний план. Главным оружием на море стал самолет, взлетающий с палубы родившегося в годы Первой мировой авианосца.

Свои новинки были и в сухопутных войсках. Развитие автомобильной и тракторной техники последовательно поставило на службу ведущих армий мира бронеавтомобиль, а затем и танк. На тот момент еще ненадежные и неуклюжие, бронированные боевые машины стали провозвестником мобильных сил, которые в 30-х годах и в ходе Второй Мировой вытеснили с поля боя кавалерию, чье место никем не оспаривалось уже более двух тысяч лет.

На полях сражений Первой Мировой впервые нашло применение оружие массового поражения – боевые отравляющие вещества, сначала примененные Германией в 1915 году, а затем появившиеся и в армиях других стран.

Все перечисленные новинки вызвали к жизни и средства борьбы с ними – зенитные орудия против авиации, глубинные бомбы против подводных лодок, противотанковые орудия против танков, противогазы против химического оружия, что в итоге изменило тактику войны на суше и на море коренным образом.

В сочетании с грандиозными переменами в политике, экономике и социальном устройстве стран мира, вызванными к жизни Первой Мировой, это позволяет говорить о войне 1914-18 годов как о прологе XX века, оказавшей неизмеримое влияние на дальнейшее развитие событий. И только потрясающие масштабы жертв и еще более потрясающий технологический рывок Второй Мировой затмили события начала века, отодвинув их на задний план.

Илья Крамник, военный обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости

Мнение автора может не совпадать с позиций редакции.

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
2720

Последние новости

Все новости

1news TV