Ахмет Ярлыкапов: «Внутренних ресурсов для разного рода сепаратистов в Азербайджане явно недостаточно»
Эксклюзивное интервью 1news.az со старшим научным сотрудником Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии Российской Академии наук Ахметом Ярлыкаповым
- Насколько уязвимой, на ваш взгляд, является религиозная ситуация на Северном Кавказе? Что является подпиткой для разного рода экстремистских течений в регионе?
- Степень «уязвимости» религиозной ситуации на Северном Кавказе, к сожалению, не уменьшается с течением времени. Если в 90-е годы это были в основном «болезни роста», когда ислам в регионе был вынужден развиваться явно непропорционально, преодолевая ущерб, нанесенный за десятилетия государственного атеизма, то теперь все более отчетливыми становятся проблемы, присущие всему исламскому миру. Среди них одной из наиболее болезненных, в первую очередь, для самих мусульман, является проблема радикализации и экстремизма. Трудно назвать какую-то конкретную причину, из-за которой происходит радикализация мусульман. Как правило, такие сложные процессы вызываются целым комплексом причин. Нельзя не обратить внимание на то, что ряды экстремистов пополняются молодыми людьми, причем не глупыми и бедными, а вполне образованными и имеющими средства для пропитания.
Достаточно тревожная тенденция последних лет – распространение радикальных взглядов среди молодежи с высшим образованием, в том числе и с кандидатскими степенями (среди кандидатов наук можно назвать дагестанца Абузагира Мантаева, который присоединился к боевикам и погиб при проведении контртеррористической операции в Махачкале). Их ответ на многочисленные проблемы, которые есть в регионе, прост – стоит ввести шариат, и все станет хорошо.
Среди массы известных причин, которые питают экстремизм в регионе (экономические неурядицы, ужасающая безработица, отсутствие перспектив и прочее), я бы выделил может, не столь явную, но важную проблему идентичности. Жители Северного Кавказа сегодня превратились в своей стране в неких «кавказцев», причем это географическое определение, бывшее всегда позитивным, стало обретать в России скорее негативную окраску. Поиск позитивной идентичности ведет молодежь в основном в двух направлениях – либо националистической, либо крайней религиозной. Причем, недовольная молодежь чаще находит себя именно в последней, потому что исламская идентичность им кажется объединяющей и уравнивающей. То есть во всех смыслах получает позитивную окраску для них.
- Считаете ли вы реальной возможность усиления ваххабизма на Северном Кавказе?
- Мне кажется, ваххабизм на Кавказе достиг предела своего развития. Дальнейшее его усиление мне кажется маловероятным.
- Власти Азербайджана предпринимают меры по изменению положения регистрации религиозных общин, а также медресе и других образовательных учреждений религиозного толка. Кроме того, изменены условия регистрации религиозных организаций, финансируемых из-за рубежа. Достаточны ли эти меры для искоренения попыток зарубежного негативного влияния на религиозную ситуацию в стране?
- Нет, я не считаю запретительные меры сколько-нибудь эффективными для ограничения негативного влияния на религиозную ситуацию. Те, кто имеет целью распространять деструктивные, радикальные, экстремистские идеи, как правило, не стремятся действовать легально. Если помните, в Советском Союзе действовали очень жесткие правила регистрации религиозных общин. Привело ли это к ограничению религиозного влияния на советских граждан? Нет, это привело к тому, что структуры так называемого «параллельного ислама» в СССР были гораздо многочисленнее и эффективнее официальных, зарегистрированных. Увлекаясь запретами и ограничениями можно снова наступить на те же грабли.
- Азербайджан, издревле населенный многочисленными народами, всегда славился своим толерантным отношением к нацменьшинствам. Считаете ли вы возможным использование этого обстоятельства для розыгрыша разного рода карты для дестабилизации ситуации?
- Я считаю, что этническая карта на постсоветском пространстве, действительно, еще не отыграла себя, хотя практически повсеместно мы наблюдаем смену этнической повестки дня на религиозную. Тем не менее, я не считаю возможной серьезную эскалацию ситуации в Азербайджане с использованием этнической карты, для этого, на мой взгляд, необходима серьезная внешняя заинтересованность. Внутренних ресурсов для разного рода сепаратистов в Азербайджане явно недостаточно.
Махир Мамедов