Легенды и тайны «Старого города» - ФОТО
О том, что Баку как морской порт имеет возраст не менее 2,5 тысяч лет, свидетельствуют многие косвенные источники, в том числе описание Каспийского моря Геродотом, легенды о нашествии прибывших в эти места по морю греко-македонских войск, воспоминания о плавании Патрокла в 80-х годах III века.
Однако хорошо сохранившиеся памятники материальной культуры позволяют говорить о Баку как о средневековом городе, окруженном мощной крепостной стеной, не раз защищавшей его от завоевателей. За столетия Баку шагнул далеко за пределы крепостных стен, превратившись в один из красивейших уголков мира, но и он сегодня не может затмить собой колоритнейший памятник архитектуры, так называемый внутренний город - Ичери шехер.
Здесь и сегодня по узким улочкам снуют пешеходы, в сохранившихся домах старой постройки живут люди и даже строятся новые особняки, но в целом Ичери шехер объявлен государственным заповедником. И понятно! Здесь на каждом шагу можно встретить образцы средневекового градостроительства и архитектуры, свидетельствующие об уровне развития культуры и ремесел, позволяющие воочию увидеть характерные черты жизненного уклада, восхититься мастерством зодчих, художников, каменщиков, искусных резчиков, познакомиться с культовыми обрядами...
Любителям старины будет небезынтересно побывать в караван-сарае (постоялом дворе), посмотреть, как устроены бани и мечети, каждая из которых имеет свою историю, а потому и название.
Туристам непременно показывают Лезгинскую мечеть, датированную XI веком минарет Сыных-кала, но тех, кто прогуливается по средневековым улочкам, ждет много и других еще более впечатляющих встреч.
Комплекс Дворца Ширваншахов
Один из прекраснейших памятников средневековья , расположившихся в городе-крепости Ичери шехер, Дворец ширваншахов, или «Ханский дворец». Этот шедевр средневековой азербайджанской архитектуры построен в начале XV столетия и служил резиденцией ширваншахов из династии Дербенди. Главный корпус дворца – большое двухэтажное здание, сложенное из хорошо отесанного белого известняка под названием «патамдар». Рядом – квадратный двор, посередине которого высится небольшой восьмигранный павильон, окруженный галереей с граненными колоннами.
Это так называемое Диван-хане или присутственное место , служившее, по преданию, судилищем. В комплекс Дворца ширваншахов входит и расположенная на его территории усыпальница с каменным куполом, в прошлом украшенным голубой глазурью, имеет вход через портал со стрельчатой аркой.
Изумительная филигранная резьба на камне свидетельствует о большом мастерстве резчиков. Недалеко от усыпальницы расположена шахская мечеть, увенчанная двумя каменными куполами различной величины и минаретом. На минарете – надпись, извещающая о том, что мечеть построена в 1441 году.
Интересен другой памятник, также входящий в комплекс дворца и известный под названием «Мавзолей дервиша». Это восьмигранное здание с конусообразным перекрытием относится к XV веку. По преданию, мавзолей был сооружен на могиле известного в средние века на Востоке азербайджанского ученого Сеида Яхья Бакуви. Очень красивы восточные ворота дворца (построенные в 1585 году), украшенные сталактитами и резьбой по камню.
Сувениры как связь веков
Две естественных потребности таятся в глубине души каждого человека – выразить переполняющие его эмоции и хранить на память предметы, напоминающие о чем-то приятном, достойном, милом сердцу.
Баку, Азербайджан всегда славились талантливыми художниками, умеющими в разных техниках ярко рассказать о красотах родного края, запечатлеть облик неординарной личности, по-своему выразить самые сокровенные мысли и чувства. Но десятилетиями судьбу большинства их работ решали чиновники от культуры, а потому им подолгу приходилось ждать встреч с широкой публикой, не говоря уже о том, чтобы заработать своим трудом, реализовав их.
Открывшиеся в последние годы возможности решили все эти надуманные проблемы, и теперь салоны, в которых выставляют свои работы все, кто пожелает, стали излюбленным местом покупателей, в том числе и гостей азербайджанской столицы.
Сотрудники появившихся в последние годы в Баку частных галерей и салонов организуют выставки произведений талантливых мастеров и выступают посредниками в их реализации. Число таких салонов не поддается учету – во всяком случае известно, что их более ста. Только в Ичери шехер их десятки – «Центр миниатюры», «Гыз галасы», «Гала», «Абшерон» и другие. В них, сменяя одна другую, проходят интересные выставки работ живописных работ или фотографий, побывавших на вернисажах многих городов мира, показы детских рисунков, позволяющие во всей полноте представить мир интересов наших сограждан по планете, поиски новаторов, технические новинки и даже уровень развития философской мысли художников и тех, кто проявляет интерес к их произведениям.
Одной их излюбленных тем художников, да и тех, кто приобретает их работы, стали картины, запечатлевшие Ичери шехер с его старинными домами, узкими улочками, тупиками, площадями, мечетями, минаретами и знаменитым Дворцом ширваншахов и, конечно же, Девичьей башней.
Стало традицией, что каждой весной, в дни празднования Новруз байрамы, художники, скульпторы, театральные деятели удачно используют эти площади для проведения представлений в стиле ретро и тематических выставок.
Если пройти по Малой крепостной улице вверх от символа Баку Девичьей башни - этого уникального средневекового, овеянного легендами сооружения, можно встретить еще одну галерею – Салон Союза художников Азербайджана.
Двухъярусные залы этой галереи позволяют проводить здесь представительные форумы и конференции, выставки произведений живописи и графики. В одном из залов здесь функционирует постоянно-действующая выставка декоративно-прикладного искусства – старинные ковры и хлопковые ткани, национальные шелковые платки-«келагаи», медная посуда и утварь.
Приметой нынешнего времени стали антикварные магазины, а более всего - рассыпанные на улочках старого города – Крепости да и в других уголках Баку многочисленные сувенирные лавки. Они сразу же превратились в некий мост в древнюю историю, где берут начало изделия искусных ремесленников, олицетворяющие национальные традиции и привлекают множество покупателей. И не потому ли с удовольствием люди покупают на память о городе, о восточных традициях туфли-чарыхи, инкрустированные деревянные пластины настольной игры «Нарды», бусы, медную посуду и чеканку, расшитые головные уборы, ручной работы коврики, шкатулки, уникальные головные платки-келагаи из натурального шелка, носки-джорабы, четки, игральные кости, картины и многое-многое другое, чтобы увезти с собой на память эти своеобразные напоминания о быте и занятиях мудрых и искусных мастеров древности, о прежнем укладе жизни...
Прошлое и настоящее... Есть оно у каждого человека и у целого народа, у континента и города, который, с благоговением храня память о прошлом, непременно должен развиваться не только во времени и пространстве, но и по своему внутреннему содержанию. Притом - нередко – преодолевая сопротивление.
Бакинские контрасты вполне подтверждают этот вывод! И – что особенно радует – позволяют по достоинству оценить масштабы перемен, лучшие результаты которых мы лицезреем и ощущаем в эти дни.
Несмотря на то, что одна часть его старожилов приветствует новизну и создает ее, а другая воинственно осуждает, время, жизнь все равно берут свое, и как полезно вспоминать об этом!
Говорят, строительству здания «Исмаилия» предшествовали горячие дебаты - ревнители старины тех времен возражали против сноса находившегося на том месте рынка. Жители Ичери шехер настолько привыкли к тому, что базар должен быть у них под боком, что сомнительного удобства ради позволили себе прорубить амбразуру в толще уникальной средневековой крепостной стены, чтобы... сократить путь за покупками! Слава Богу, базар давно переместился в другое место, а «Исмаилия» высится как изысканный символ человеческого гения и так много говорит нам!
В 1940 году вызвало негодование решение городских властей переселить в цивилизованные условия жильцов из убогих кварталов «Шестого коммунистического переулка» , чтобы на их месте построить здание, в котором ныне размещается аппарат Кабинета министров Азербайджана.
Ютившиеся в прогнивших домишках из ракушечника ревнители устоев, чуть ли не за километр таскавшие покупаемую по три копейки за ведро воду у хозяина единственного колодца, громогласно объявили о нежелании уходить с насиженного места.
Этот забытый Богом уголок мог существовать до сих пор, если б ни здравомыслие некоторых ответственных за благоустройство города руководителей, получивших средства на эти цели.
Или вот ухабистый участок между железнодорожными рельсами возле станции электрички, еще недавно именовавшейся «Фиолетово», в котором мне довелось прожить в детстве целых четыре года... И в послевоенные времена официально именовавшаяся домом № 32 по 1-й Черногородской улице эта обитель на развилке между двумя бакинскими районами (Завокзальным и тем, что назывался Черным городом) представляла собой обрамлявшие огромный двор одноэтажные каменные монолиты когда-то добротно построенных железнодорожных складов, с некоторых пор «прихватизированных» жильцами. С одной стороны двора, относившейся к черногородской части, частенько на рельсах выстраивались порожние нефтеналивные цистерны с их терпким запахом, а с другой его обрамляли вкривь и вкось расположенные запасные пути, на которых отстаивались товарные составы с опорожненными после разгрузки вагонами. Дальше шли рельсы, по которым то и дело проносились с резкими тревожными гудками пассажирские поезда, сновали железнодорожные дрезины, и нужно было хорошо оглядеться, прежде чем осмелиться переходить на ту или иную сторону.
Склады давно уже были приспособлены под «квартиры» и обросли множеством сооруженных жильцами пристроек - галерей, кухонь, сараев, палисадников, как попало собранных из подручных материалов, вплоть до обрывков ржавого железа и почерневшей фанеры. Вместе с убогими кособокими калитками они являли собой живописную картину убожества и какой-то непритязательности. Однако за каждой калиткой шла своя жизнь, и в меру уважения к собственной личности обитатели этих жилищ обустраивали свой быт, поддерживали связи с большаком, частью которого убежденно считали себя, не рассчитывая на более цивилизованные условия существования.
Такие картинки из прошлого нашего города помнят лишь редкие старожилы, но даже в мыслях контрастируя с реалиями, они более всего помогают по достоинству оценить перемены, произошедшие в родном городе.
Да, все познается в сравнении. И когда идешь по сегодняшнему Баку и видишь, как во всем архитектурном блеска предстают оборудованные подсветкой его нарядные здания, а самые современные светильники освещают улицы.
Когда пользуешься сменившими изношенные, небезопасные «газели» комфортабельными автобусами, что движутся по упорядоченным, удобным для горожан, экономичным маршрутам, регулируемым новейшими светофорами, испытываешь особую гордость за то, что живешь в таком ухоженном, радующим удобствами, заботами и эстетическим вкусом мегаполисе.
Любые преобразования – затраты. И не только материальные. Творческая мысль, профессионализм, тонны интеллектуального, а потом и физического труда, кругозор, вкус и пламень горячей убежденности в значимости дела, которым занимаешься... Все это составляющие энергетики, которая движет помыслами авторов многочисленных проектов и их исполнителей. Вне зависимости от того, как будут восприняты перемены к лучшему, какими бы привычными или будничными они ни воспринималась теми, кому предназначены.
Галина МИКЕЛАДЗЕ
Картины: Заслуженный художник Исмаил Мамедов
Источник: www.icherisheher.gov.az
Для просмотра лучшего вида нажмите на фото
15341