Генетически модифицированные продукты в детской каше – добро или зло?
В редакцию 1news.az обращается множество читателей, обеспокоенных продуктами, которые появляются на прилавках нашего города.
Генетически модифицированная продукция (ГМП) – тема, по которой поступает наибольшее количество писем. Ниже приводим одно из них:
Здравствуйте! Я веду здоровый образ жизни и стараюсь использовать в пищу только натуральные продукты. Так, наша семья уже отказалась от сосисок, колбас, сомнительных шоколадок, продукции, содержащей консерванты и т.д.
Но не так давно я услышала, что генетически модифицированные продукты используют даже при приготовлении детских готовых каш! Получается, что как я ни старалась, у меня так и не получилось оградить своего ребенка от влияния этой продукции?
Расскажите, пожалуйста, правда ли это и чем чревато потребление такой еды?
С уважением, Севда Мамедова
Мало кто не слышал в последние годы о генетически модифицированных продуктах (ГМП).
О них то и дело вспоминает пресса, особенно осторожные потребители стараются не использовать в пищу «диковинные» чипсы, кетчупы и прочую продукцию, вызывающую у них опасения, полагая таким образом обезопасить себя от продуктов-мутантов.
Однако не все знают о том, что модифицированная продукция не всегда проникает на наш рынок в красочной упаковке.
Пребывая в счастливом неведении…
«Каждый из нас употребляет генетически-модифицированные продукты ежедневно» - утверждает глава Союза свободных потребителей (ССП) Эйюб Гусейнов.
По его словам, в Азербайджан ввозится большое количество семян трансгенных овощей и фруктов. Выходит, покупая, к примеру, картошку на рынке, мы приобретаем генетически-модифицированную продукцию?
«Не только картошку, но и другие овощи и фрукты. Можно с уверенностью сказать, что сегодня львиная доля сельскохозяйственной продукции нашей страны состоит из сортов-мутантов, ввезенных к нам из других стран. Тенденция эта губительна для местных сортов продукции потому, что модифицированные крупы, фрукты и овощи «давят» собой естественные сорта, которые не выдерживают конкуренции.
В конечном итоге мы рискуем лишиться элементарного выбора, поскольку большая часть продукции на рынках нашей страны в настоящий момент является трансгенной»,- отметил Э. Гусейнов.
По его утверждению, мутацию претерпели уже арбузы, соя, пшеница, кукуруза, помидоры, дыня, свекла выращиваемые в нашей стране. И этот список можно продолжать бесконечно.
На вопрос, действительно ли генетически-модифицированные организмы (ГМО) входят в состав детского питания, Э.Гусейнов ответил утвердительно.
«В настоящий момент продукцию, содержащую ГМО, ввозят в страну абсолютно бесконтрольно. По результатам мониторингов, проводимых нашим союзом, она содержится в большей всей продукции, поставляемой на прилавки Азербайджана.
Так, в состав большинства рафинированных масел, маргаринов, майонезов, вареных колбас, макаронных и кондитерских изделий входит ГМ соя. Ее также используют для получения разнообразных эмульгаторов, наполнителей и стабилизаторов, которые входят в состав пищевой и лекарственной промышленности. Присутствует она и в детских кашах, и сиропах от кашля. Кроме того, на бройлерных фабриках, птицам дают корм, содержащий ГМ-объекты»,- отметил он.
Что такое ГМП и с чем их едят?
Что будет, если скрестить арктическую камбалу с… помидором?
Звучит жутковато, но именно такая конструкция, правда, на генном уровне, и обеспечивает создание абсолютно новых сортов овощей и фруктов.
И да, в помидор, действительно вживили ген камбалы, дабы обеспечить его морозоустойчивость.
Именно благодаря генной инженерии, практически все фрукты и овощи сейчас можно приобрести в любое время года.
Генно-модифицированный картофель, который мы едим, поучил ген бактерии, смертельной для колорадского жука, для большей питательности в рис «вживили» человеческий ген, отвечающий за состав женского молока и т.д.
Наука, позволяющая вводить в геном растения, животного или микроорганизма фрагмент ДНК из любого другого организма, обещает избавить мир от голода. Однако последствия подобных экспериментов до сих пор не изучены.
Почему же генетически измененная продукция пользуется такой популярностью?
Как мы уже упоминали выше, сторонники ГМП утверждают, что генная инженерия спасет мир от голода.
Однако своей популярностью эта продукция обязана соображениями выгоды. Модифицированные растения абсолютно неприхотливы, они дают богатые урожаи, причем на гораздо менее плодородных почвах и хранятся такие продукты в несколько раз дольше.
Кроме того, ученые позаботились о том, чтобы растениям не грозили вредители. В результате, вырастить такой урожай можно с меньшими энергозатратами и материальными вложениями.
Эксперименты с изменением генетического кода организмов, началось еще в 70-е годы XX века. В 1992 г. в Китае стали выращивать табак, устойчивый к пестицидам. А в 1994 г. в США появились генетически модифицированные помидоры, устойчивые к транспортировке. И пошло-поехало.
В наши дни гораздо проще перечислить растения, с которыми не экспериментировали генные инженеры, чем привести полный список продуктов с измененным генетическим кодом.
Вредно или нет?
Наносит или нет вред здоровью человека ГМ-продукция? Специалисты расходятся во мнениях. Во всем мире проводятся исследования, однако к консенсусу прийти не получается.
Беда в том, что последствия экспериментов с генами могут проявиться, минуя несколько поколений.
Противники данных «экспериментов» бьют тревогу: человечество рискует нарваться на непредсказуемые последствия в будущем – за ошибки, допущенные генной инженерией, придется расплачиваться слишком дорого.
Однако, как говорится, не пойман – не вор. И доказательств тому, что в результате потребления ГМ-продукции люди превратятся в мутантов – пока нет.
Единственный вред, выявленный в результате исследований этой продукции – аллергические реакции особенно чувствительных людей.
В настоящий момент ГМ объекты в своей продукции используют многие известные компании.
Лишены ли мы права выбора?
Когда в 1996г. США впервые экспортировали в Европу ГМ соевые бобы, в ряде стран по этому поводу возникли публичные дебаты. Через некоторое время Европейский союз ввел обязательную маркировку пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы. Правительства в некоторых других странах мира также разработали положение о маркировке ГМП.
В Азербайджане подобная продукция до сих пор не маркируется.
Покупая в магазине, к примеру, пачку макарон, мы вынуждены гадать, содержатся ли в них компоненты, измененные на генном уровне.
«Люди имеют полное право знать, что именно они приобретают», - говорит заведующий отделом гигиены питания Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии Имран Абдуллаев.
По его словам, основная проблема в нашей стране заключается не в отсутствии закона, регулирующего правила производства и реализации ГМ-продукции.
«Не так давно Республиканский Центр гигиены и эпидемиологии передал свои заключения к законопроекту, касающегося ГМП, который был отправлен в соответствующие органы для получения отзывов.
Данный документ направлен на регулировку реализации этой продукции. В частности, требования к ГМ-продукции не должны отличаться тех, что применяются ко всем остальным продуктам питания», отметил И.Абдуллаев.
По его мнению, Азербайджан нуждается в Маркировке ГМ-продукции, но задача это не из легких.
«У нас нет в лаборатории, где можно было бы провести экспертизу импортируемых продуктов на наличие ГМ-объектов. Кроме того, необходимо набрать штат квалифицированных сотрудников - специалистов, разбирающихся в генной инженерии. Во все модифицированные растения внедрены абсолютно разные гены. Следовательно, по каждому новому продукту необходимо производить разные экспертизы»,- заключил Абдуллаев.
Опасны генетически модифицированные продукты, или нет, пока до конца неизвестно.
Но факт остается фактом - пока ученые взвешивают все «за» и «против», миллионы людей во всем мире продолжают их потреблять, причем, сами того не ведая…
Лейла Лейсан
12216