Президент Азербайджана: «Самой заинтересованной стороной в реализации «Южного коридора» является Азербайджан»
БАКУ, 15 апр – 1NEWS.AZ
Глава государства Ильхам Алиев выступил с речью на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в первом квартале 2010 года.
Как передает 1news.az со ссылкой на АзерТадж, состоялось заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития в первом квартале 2010 год.
В своей заключительной речи Президент Ильхам Алиев сказал:
- Я надеюсь, что переговоры по проекту «Южный коридор» дадут свой эффект. Как вам известно, Азербайджан с самого начала поддержал этот проект. Говоря «Южный коридор», имеются в виду все проекты, которые будут следовать в западном направлении. Таких проектов много, поэтому отделять их друг от друга, по-моему, неверно. Хотя некоторые страны в Европе поддерживают какой-либо один проект. Для нас, на самом деле, нет большой разницы. Говоря «Южный коридор», мы имеем в виду и проект Набукко, и проект Турция-Греция-Италия, и Трансадриатический проект. Вчера между Азербайджаном, Грузией и Румынией был подписан Меморандум о транспортировке газа. Надеюсь, что этот проект также будет успешным. По существу, он тоже является частью «Южного коридора». В целом, мы рассматриваем данное направление как «Южный коридор» и в соответствии с этим ведем свою политику.
Для реализации некоторых проектов в рамках «Южного коридора», конечно же, должны быть завершены переговоры между Азербайджаном и Турцией о продаже и транспортировке газа. Переговоры ведутся многие годы. Считаю, что на нынешнем этапе мы должны их ускорить. Мы должны сделать так, чтобы был применен существующий в мире и Европе опыт – как в формировании цен, так и в согласовании платы за транспортировку. Существующие в регионе тарифы могут стать примером для нас. Они известны нам. Нам известны нынешние цены на газ в мире и регионе, в Европе, у ближайших соседей. Цены на газ связаны с ценой нефти, и цена газа рассчитывается по этой формуле. То есть мы не должны изобретать здесь что-то новое. Существующие в регионе цены, цены, которые формировались на протяжении многих лет, существующие тарифы за транзит должны стать для нас основой на переговорах. Мы знаем, сколько, из каких стран, куда, по каким тарифам поступает газ в Европе, в Восточной Европе. То есть мы просто должны привести все в соответствие с нынешней ситуацией. Мы уже можем внести свой вклад и в отношения в газовой сфере, сложившиеся в регионе еще до нас. В ходе этих переговоров, конечно же, должны учитываться и взаимные интересы. Азербайджанская сторона и в этой области демонстрирует конструктивность, могут быть сделаны и определенные уступки. Это вопросы, возможные в газовом бизнесе. Однако эти уступки должны быть обоснованными. Они не должны уж очень отличаться от других существующих цен.
Считаю, что если мы будем руководствоваться этими принципами и заинтересованные в реализации «Южного коридора» стороны проявят активность, то в скором времени сможем добиться осуществления данного проекта. Если же мы не сумеем добиться этого по определенным причинам, то это все равно не будет трагедией для Азербайджана. Добываемые у нас сегодня объемы газа достаточны для удовлетворения внутренних потребностей и реализации существующих контрактов. При добыче дополнительных объемов газа мы, конечно же, должны рассмотреть различные направления, должны определять свою политику по различным направлениям.
Мы очень хотим, чтобы проект «Южный коридор» состоялся. Почему? Прежде всего, потому, что это наш газ. Нашему газу необходимы надежные, долгосрочные и регулируемые законами рынки. Во-вторых, если проект «Южный коридор» состоится, то тогда мы, точнее сказать, наши иностранные партнеры приступят к инвестированию второй фазы разработки месторождения «Шахдениз». Так как большая часть инвестиций будет вложена иностранными партнерами. А они подсчитали, что эти инвестиции составят примерно 20 миллиардов долларов. Разумеется, Азербайджан получит от этого пользу.
Если эти проекты состоятся, то тогда объемы добычи газа в Азербайджане будут, по меньшей мере, на 16 миллиардов кубометров больше нынешних, а общий объем добычи превысит 40 миллиардов. Возможно, будет даже больше. Самой заинтересованной стороной в реализации «Южного коридора» является Азербайджан. Поэтому, когда мы читаем в некоторых зарубежных средствах массовой информации заказные статьи о том, что Азербайджан якобы не участвует в этом в должной мере, это нас, как говорится, очень расстраивает. Такое пишут либо по незнанию, либо по чьему-то наущению, либо же умышленно. Это уже не в первый раз, когда чья-то ошибочная позиция преподносится в качестве якобы неконструктивного подхода Азербайджана. Чью-то вину за то, что проект не состоялся, то есть не был реализован, затем хотят свалить на Азербайджан, чтобы обвинить нас. Это совершенно необоснованно. Самой заинтересованной в реализации «Южного коридора» стороной, страной является Азербайджан. Поэтому те, кто занимается в Европе этими вопросами, должны серьезно проанализировать проблему и посмотреть, кто здесь ведет себя искренне, а кто попросту затягивает вопрос, чтобы получить необоснованную прибыль.
Я считаю и неоднократно предлагал, чтобы все заинтересованные стороны – на уровне и министров энергетики, и нефтегазовых и энергетический компаний, и экспертов – сели за стол переговоров. Пусть все они соберутся и изложат свои позиции. Тогда всем станет ясно, кто чинит препятствия этому вопросу, а кто хочет реализовать проект. Мы предложили, и сегодня я посредством телевидения еще раз озвучиваю это предложение. Производители, транзитные страны, потребители – давайте соберемся и изложим все свои предложения. Еще раз хочу сказать, что мы выступаем за принципы свободной конкуренции и рыночной экономики. Мы хотим, чтобы принципы свободной конкуренции и рыночной экономики преобладали не только в газовой сфере, но и во всех областях. Именно на этой основе построено наше предложение. Мы так же, как и другие страны, могли бы внести предложения, не отражающие реальность. Но мы не вносим их. Вновь хочу сказать, что географическое положение и инфраструктурные возможности Азербайджана таковы, что мы можем реализовать свой газовый потенциал в любом объеме и в любом направлении.
Наряду с «Южным коридором», принимаются меры, связанные с другими направлениями. Как вам известно, с этого года Азербайджан впервые в истории начал экспортировать свой природный газ в Россию. Считаю, что это тоже очень знаменательное событие, так как Россия является крупнейшим в мире поставщиком газа. Благодаря успешному двустороннему сотрудничеству сегодня Азербайджан не покупает газ у России, а экспортирует его, и согласованные объемы растут. Мы достигли предварительной договоренности о полумиллиарде кубометров газа. Сегодня же мы увеличили этот объем вдвое. В следующем году, если мы придем к взаимной договоренности, можно будет увеличить нынешний объем опять же вдвое. То есть у нас есть возможности. Это направление важно для нас.
Ведутся переговоры о купле и продаже газа с соседним Ираном. В Иране также есть потребность в нашем газе. Официальные лица Ирана заявляли об этом. Мы тоже хотим начать серьезное сотрудничество в газовой сфере с дружественной соседней страной – Ираном. Это сотрудничество еще более сблизит две дружественные соседние страны. В то же время еще более расширятся наши экспортные возможности. Я дал Государственной нефтяной компании указание вложить инвестиции и принять технические меры для налаживания больших объемов экспорта газа как в российском, так и в иранском направлениях, потому что наши технические возможности несколько ограничены. Когда начиналось сотрудничество с Ираном в газовой сфере, просто реализовывался проект по обмену. Из Ирана поступал газ в Нахчыван, мы же подавали газ из нашей Астары в иранскую Астару. Объемы компрессорных станций там не так уж велики. Должны быть установлены новые компрессоры, проложены новые линии. Это проекты, требующие крупных инвестиций, и Азербайджан взял это на себя.
Одновременно должны быть вложены инвестиции для увеличения объема поставок газа в российском направлении. Это крупные инвестиции. Но мы должны сделать это, чтобы максимально реализовать наш газовый потенциал в любом направлении. Вчера в Румынии между Азербайджаном, Грузией и Румынией был подписан Меморандум взаимопонимания в области сотрудничества в газовой сфере. Считаю, что в скором времени должно быть проведено технико-экономическое обоснование. Это тоже очень перспективный путь. В рамках данного меморандума для транспортировки азербайджанского газа на европейское пространство предусмотрен экспорт сжиженного газа через Черное море. Трехстороннее сотрудничество может быть успешным и здесь. То есть мы ищем различные пути, чтобы Азербайджан мог максимально задействовать свой энергетический потенциал. Повторяю, сегодняшние объемы добычи нефти и газа, экспорта нефти и газа нас удовлетворяют. Если будут приняты дополнительные меры, то наши возможности еще более расширятся. Если учесть, что энергетическая безопасность Европы, во всяком случае, в настоящее время и, по крайней мере, в течение последующих десяти лет будет зависеть, главным образом, от газового фактора, то, конечно же, здесь интересы всех сторон, двух или трех сторон, должны совпадать, должен быть создан очень серьезный формат сотрудничества.
Еще раз хочу сказать, что в Государственной инвестиционной программе и государственном бюджете Азербайджана отражены все основные вопросы. Просто сегодня мы еще раз провели определенные обсуждения по важным для Азербайджана вопросам – и политическим, и экономическим, и энергетическим, я высказал свои мысли. Уверен, что в течение следующих трех месяцев при решении всех социальных вопросов, предусмотренных как в государственном бюджете, так и в Государственной инвестиционной программе, мы будем двигаться по плану, по программе и, как всегда, будем уверенно вести нашу страну вперед, обеспечим успешное динамичное развитие Азербайджана. Спасибо.
Б.И.