Мубариз Ибрагимов и «Красный барон» - две жизни после одной смерти
Войны – увы, не редкость в истории человечества.
А где идет война, там есть и ее жертвы. Именно поэтому во многих странах мира есть воинские кладбища возле полей сражений, где похоронены солдаты.
В Европе, в частности, во Франции, за ними, оставшимися с Первой и Второй мировых войн, ухаживают, содержат в порядке. Это вопрос гуманности, цивилизованности, культуры, вопрос человечности человека, без которой люди мало бы ушли в своем развитии от пещерных предков.
В современном мире вопрос уважения не только к живым, но и к погибшим продолжает оставаться актуальным. Для нас всех самый живой пример этого – история жизни и смерти Мубариза Ибрагимова, человека, которого с полным на то основанием можно назвать «героем нашего времени». Вот уже скоро четыре месяца, как власти Армении отказываются отдавать Азербайджану тело прапорщика для достойного погребения. Более того – на одном из сайтов армяне выставили снимки тела погибшего героя, как нельзя лучше иллюстрирующие их варварское стремление что-то доказать после смерти человеку, который им все уже доказал при жизни…
В этой связи напрашивается одна историческая аналогия – сравнение жизни и смерти прапорщика Мубариза Ибрагимова и знаменитого «Красного Барона» - ротмистра Манфреда фон Рихтгофена.
Лучший летчик-истребитель Первой мировой войны с 80-ю победами, прозванный «Красным бароном» за цвет своего самолета, он 21 апреля 1918 года был смертельно ранен в бою над холмами Морланкур, в районе реки Соммы, преследуя самолёт «Сопвич Кэмел» канадского лейтенанта Уилфреда Мэя. В свою очередь, за «Красным бароном» летел, стреляя из пулемета, британский летчик, капитан Артур Рой Браун. По официальной версии, Браун смертельно ранил Рихтгофена, который немедленно приземлился рядом с дорогой Брэ-Карби, к северу от деревни Во-сюр-Сомм, и умер через несколько секунд после того, как к нему подбежали солдаты.
И Мубариз Ибрагимов, и Манфред фон Рихтгофен погибли в открытом бою, и после смерти их тела остались в стане противника. Это сближает их судьбы, но дальше начинаются расхождения, вызванные разными масштабами и честью противников. Если Рихтгофена 3-я эскадрилья ВВС Австралии, ближайшее подразделение сил Антанты, похоронила с военными почестями, оружейным залпом и при участии священника на кладбище деревеньки Бертангль недалеко от Амьена 22 апреля 1918 года (позже он был перезахоронен в Германии, на семейном кладбище в Висбадене), то тело Мубариза Ибрагимова до сих пор прячется и не отдается его родителям. А уж про похороны с воинскими почестями и говорить не приходится, этого армянским властям и в голову не приходит. Максимум, на что они способны – выставить его фото со связанными руками в интернете…
Конечно, скажете вы, сравнение солдат Британской империи и властей Армении невозможно – если англичане, канадцы, австралийцы могут гордиться своими военными подвигами, то вторые больше запомнились своими нападениями на мирное азербайджанское население. И будете правы! Но человечность, уважение к противнику и на войне не должны быть пустым звуком.
Конечно, нельзя сказать, что в этом вопросе не делается вообще ничего.
Например, Первопрестольный Эчмиадзин распространил сообщение о встрече Католикоса Всех Армян Гарегина II и президента Армении Сержа Саргсяна, в ходе которой Католикос передал ему просьбу о содействии в возвращении тела Национального героя Азербайджана Мубариза Ибрагимова. Правда, передана была эта просьба лишь после неоднократных обращений Председателя Управления мусульман Кавказа шейха уль-ислама Аллахшукюра Пашазадеа через Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (впрочем, и за него католикоса критикуют в Армении).
Да и формулировка, с которой в сообщении пресс-канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина отмечается, что «армянская сторона всегда была доброжелательно настроена в вопросе передачи военнопленных и погибших солдат азербайджанской стороне, в то время как Азербайджан перестал действовать таким же образом. Армянская сторона выражает готовность обсудить подобные обращения, если Азербайджан также выразит готовность посредством восстановления эффективного взаимодействия рассмотреть вышеуказанные проблемы, оставаясь верными требованиям международного гуманитарного права», - вызывает полное недоумение у любого знакомого с ситуацией здравомыслящего человека. Когда это Азербайджан отказывался возвращать тела погибших армянских солдат или передавать пленных?
Просто армянские солдаты сами не горят желанием возвращаться в страну, которой правит «карабахский клан», заправляющий всем и вся. И не надо скрывать нежелание возвращать тело Мубариза Ибрагимова за высосанными из пальца обвинениями Азербайджана. Доброта, и у религиозных людей в первую очередь, должна идти от сердца. А гуманность по заявке – это дурной тон.
Войны и конфликты приходят и уходят, остаются народы и люди, которым исторически предначертано жить рядом, по соседству. И не стоит воспитывать в них ненависть неуважением к живым и мертвым – ведь подвиги таких героев, как Мубариз Ибрагимов и Манфред фон Рихтгофен, как и достойное или низкое поведение их противников после смерти воинов, остаются в истории – что в 1918, что в 2010 году.
Тимур РЗАЕВ