Анна Шелест: «Надежда только на посредников является ошибочным путем»
Интервью 1news.az сведущим научным сотрудником Одесского филиала Национального института стратегических исследований при Президенте Украины Анной Шелест.
- Как бы вы охарактеризовали 2010 в плане урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта? Какие у вас ожидания на 2011 год?
- Среди позитивных моментов стоит отметить, разве что, обсуждение этого вопроса на саммите ОБСЕ в Астане. И хотя никаких конкретный решений не было принято, сам факт не замалчивания, а всестороннего обсуждения проблемы – это уже прогресс и доказательство важности решения этой проблемы для европейского сообщества.
В 2011, конечно же, хотелось бы наблюдать определенного снижения воинствующей риторики с обеих сторон и демилитаризации приграничных районов для недопущения «случайных» перестрелок на границе, которые могут спровоцировать более серьезное противостояние. Кроме того, стоит воздержаться от введения в зону конфликтов российских миротворцев, такая перспектива обсуждалась летом 2010.
Это лишь усугубит ситуацию. Как показала история нахождения российских миротворцев на территории Грузии и Приднестровья – это не имело значительного влияния на урегулирование, однако, подогревало желание более серьезного вмешательства, а также давления на стороны конфликта. В то же время размещение миротворцев под эгидой ООН или ОБСЕ могло бы иметь положительный эффект.
- Насколько реально по вашему начало военных действий в 2011 году между Азербайджаном и Арменией?
- Мне бы не хотелось даже обсуждать такую возможность, потому что, если СМИ будут подогревать истерию по этому поводу, то нам никогда не удастся создать условия, необходимые для урегулирования конфликта. Мне кажется, что на сегодняшний день, несмотря на определенную риторику, обе стороны пришли к внутреннему пониманию, что военные действия не являются наилучшим решением сложившейся ситуации. Наоборот, любое военное противостояние только усугубит проблему. Более того, вне зависимости от того, кто первый начнет военные действия, это может привести к привлечению третьих сторон, включая Россию и Турцию, что полностью дестабилизирует ситуацию в регионе и будет угрожать безопасности и развитию многих стран Черноморско-Каспийского региона.
- Какие процессы следует ожидать в 2011 году на Южном Кавказе?
- В первую очередь, я ожидаю активного экономического развития. Пик экономического кризиса прошел, и появилась возможность вернуться к осуществлению больших проектов, привлечению инвестиций, развитию инфраструктуры. Южный Кавказ имеет огромный потенциал и массу застарелых проблем, поэтому, кроме обычного вложения денег, здесь необходим целый комплекс структурных реформ. Без проведения реформ невозможно дальнейшее устойчивое развитие региона.
Конечно, хотелось бы видеть в 2011 году и активизацию переговоров между Арменией и Турцией. Историческая боль армянского народа понятна и не отрицается, но от открытия армяно-турецкой границы выиграют не только эти две страны, но и весь Черноморский регион. Надеюсь, продолжится и диалог между руководством Азербайджана и Армении, так как надежда только на посредников является ошибочным путем – только прямой диалог позволит решить большую часть накопившихся проблем.
- Как вы считаете, будет ли ЕС принимать активное участие в урегулировании Карабахского конфликта в качестве посредника?
- В ЕС на сегодня сформировалось очень специфическое понимание роли посредника. Не стоит ожидать от Брюсселя действий, схожих с деятельностью ООН или ОБСЕ. Непосредственное открытое вмешательство возможно только в случае наступления кризисной ситуации, как произошло в Грузии в 2008 году. В тоже время, это не означает, что ЕС не будет принимать участия в мирном процессе, так как Азербайджан является стратегически важным государством, а нерешенный Карабахский конфликт влечет за собой большое количество опосредованных проблем.
Скорее всего, будет использован весь перечень мер по налаживанию доверия между конфликтующими сторонами, будут стимулироваться и финансироваться совместные проекты по развитию приграничных территорий, развитию гражданского общества и т.п. В любом случае, после 2008 года Европейский союз стал более внимательно относиться к региону, однако, там все еще придерживаются мнения о необходимости «распределения обязанностей» между международными организациями, оставляя за собой вопросы верховенства права и экономического развития, а за ОБСЕ и ООН вопросы войны и мира, посредничества и безопасности.
Эльшан Рустамов