Евросоюз, экзамен на зрелость: Быть или не быть ЕС региональным актором
Дипломатическая вылазка делегации Еврокомиссии во главе с ее председателем Жозе Мануэля Баррозу 13 января в Баку, завершилась подписанием «Совместной декларации о Южном газовом коридоре» и ряда других документов между Европейским Союзом (Евросоюзом) и Азербайджаном.
Данная встреча оказалась знаковой, поскольку Еврокомиссия напрямую занялась вопросом налаживания отношений в сфере энергетической политики, в данном случае обеспечивая политическое будущее для претворения в жизнь газопровода Набукко.
Ранее, в своей статье «Набукко» и геополитические вызовы Евросоюза», я уже писал о том, что прямое участие официальных лиц Евросоюза в подписании декларации с Азербайджаном и далее их визит в Туркменистан, непосредственно связаны с желанием ускорения реализации проекта газопровода Набукко.
В том же комментарии, было подчеркнуто, что Евросоюз и компании, члены консорциума по строительству трубопровода Набукко, уяснили позицию Азербайджана и Туркменистана, которые рассматривают данный проект не только как коммерческий, но и в аспекте геополитики. В данном случае существует риск столкнуться с интересами более сильных соседей по региону, которые открыто не желают реализации проекта Набукко. И поэтому ни Азербайджан, ни Туркменистан не желают принимать на себя данный риск, а требуют гарантии безопасности и активного вмешательства заинтересованных сторон.
Конечно, желанным гарантом для данного проекта является США, однако учитывая, что эта страна ввязла в Афганскую и Иракскую проблему, прямая поддержка газопровода Набукко, а, следовательно, и ненужное для нее в настоящий момент столкновение с интересами других игроков в регионе, нежелательны.
И здесь, вместо США, данную роль на себя взяла Комиссия Евросоюза, выступающая от имени всех ее членов. Своими действиями Еврокомиссия пытается «убить двух зайцев»: здесь и попытка «супра-национальных» органов Евросоюза активнее принимать роль во внешней и энергетической политике, которые все еще являются прерогативой национальных государств и союзное их построение ограничивается уровнем межправительственного консенсуса, а также попытка выступить в роли регионального актора.
В том же комментарии я задавался вопросом, удастся ли Евросоюзу реализовать поставленные цели, которые по качеству довольно сложны.
Подтверждения данному сомнению долго ждать не пришлось. Конечно, данное обстоятельство напрямую не касается определения реальных возможностей Евросоюза, но дает серьезную пищу для размышления.
Стоит отметить, что в ходе визита председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу активно старался убедить Азербайджан в искренности и способностях Евросоюза. Баррозу положительно отзывался о достижениях Азербайджана, цитировал Азербайджанского поэта Низами, в частности двухстишием: «Не потеряй надежду в час невзгод; из черной тучи дождь прольется чистый», подразумевая, скорее решительность Евросоюза, чем неуверенность Азербайджана в данном вопросе; пиком же его красноречия стало заявление о том, что: «Европейский Союз поддерживает принцип территориальной целостности своих партнеров, включая Азербайджан».
Далее говорилось «о поддержке усилий Минской Группы ОБСЕ и готовности оказывать политическую поддержку мирному процессу и помощь в восстановительных работах, после того как конфликт будет урегулирован».
Действительно, представитель Еврокомиссии выступал так, как и подобает главе любого актора международной системы, уполномоченный всеми для этого полномочиями, со стороны представляемой им структуры.
Однако в реальности все оказалось иначе: на сайте Еврокомиссии высказывания председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, сделанные им по поводу признания целостности Азербайджана и принципов решения армяно-азербайджанского конфликта, были полностью изменены. Вместо сказанного со стороны Баррозу, появились цитаты о беспокойстве председателя «по поводу отсутствия прогресса в разрешении Карабахского конфликта»; о признании территориальной целостности Азербайджана, ни слова.
Понятное дело, во время выступления в Баку, Жозе Мануэль Баррозу ясно понимал значимость проблемы разрешения Карабахской проблемы для Азербайджана и ее места во внешнеполитических приоритетах страны. Не случайно, господин Баррозу коснулся данной темы и высказался о позиции, как нам тогда показалось Евросоюза, на деле же...
На деле, Комиссия Евросоюза не сдала первый экзамен на зрелость, а именно способность выступать в роли международного актора и определять приоритеты и направления своей внешней политики без оглядки на членов организации - национальных государств. Высказывания председателя Евросоюза могут легко перефразироваться с явным намерением не портить отношений с членами союза, которые рассматривают свою внешнюю политику как приоритетную. Любопытно, как будет поддерживать Комиссия Евросоюза проект Набукко, если ряд довольно важных ее членов имеет общие с Россией интересы в энергетической сфере.
Одной из таких стран является Германия: несмотря на то, что немецкая энергетическая компания RWEявляется членом консорциума по строительству Набукко, ряд немецких компаний, такие как BASFSE/WintershallHoldingGmbH, E.ONRuhrgasAG, совместно с Газпромом реализуют гигантский проект по строительству газопровода по дну Балтийского моря - «Северный поток».
Налицо столкновение интересов, и если задаться гипотетическим вопросом: «какой из проектов поддерживает Германское правительство -завершаемый или планируемый?», то ответ будет не в пользу проектов «Южного коридора», а точнее Набукко.
В данном случае, Азербайджан, страна которая в своих внешнеполитических приоритетах, как основную проблему рассматривает восстановление территориальной целостности, не может доверять фрагментальности внешнего курса Евросоюза, если таковой есть на самом деле. Требующие политической поддержки и гарантий безопасности по реализации ТрансКаспийского трубопровода Азербайджан и Туркменистан, могут просто ее не получить, все останется на словах, которые к тому же легко перефразируются.
В данном случае, если не будет построена четкая общая внешняя и экономическая политика Евросоюза, как минимум касающаяся реализации проекта Набукко, а следовательно ТрансКаспийского трубопровода, наивно полагать, что Евросоюз сможет занять место США, как структуры-политического гаранта реализации проекта.
Ну а напоследок, под стать Баррозу хочется закончить данную статью газелью - четверостишием великого Азербайджанского поэта Низами, как нельзя подходящей к данной ситуации:
Покинь скорей темницу слова «я»,
Ты скажешь: «Мы», – и зацветет рассвет.
Прекрасен отдых на твоем пути,
Но и терзаний вкусишь горький цвет.
Др. Ровшан Ибрагимов
Заведующий Кафедры Международных Отношений
Университет Гафгаз