Иранская проблема и безопасность Южного Кавказа | 1news.az | Новости
Точка зрения

Иранская проблема и безопасность Южного Кавказа

11:16 - 24 / 01 / 2012
Иранская проблема и безопасность Южного Кавказа

Резкое обострение ситуации вокруг иранской ядерной программы, усиление военной риторики в заявлениях как Запада (в основном в лице США и Великобритании), так и со стороны Ирана заставляет задуматься о возможных сценариях решения этой проблемы  военными и невоенными методами в краткосрочной перспективе (1 год). 

С другой стороны, стратегически важным и актуальным для безопасности Южного Кавказа являются региональные параметры кульминации событий вокруг Ирана. Так как любые крупномасштабные военные действия против Ирана, а также долгосрочная внутриполитическая нестабильность, прежде всего, нанесет ущерб региональной безопасности, в том числе и безопасности Южного Кавказа (преимущественно для Азербайджана и Армении, которые имеют общие границы с Ираном).

«Средний путь» Б.Обамы в отношении Ирана

При анализе возможных путей развития и развязки этой проблемы важным является рассмотрение и изучение интересов и подходов  Белого Дома в решении этого конфликта.  Баллотируясь на пост президента США в 2008 году, Барак Обама  основной своей предвыборной программой сделал вывод американских войск из Афганистана и Ирака и концентрации сил администрации на борьбе с проблемами в сфере экономики, финансов и здравоохранения в стране. Первой цели он в большей мере добился и выполнил свое обещание перед избирателями по поводу возвращения американских солдат на родину.  Но как показало 4-летнее пребывание администрации Обамы в Белом Доме,  оно была не столь успешно в вопросах финансов и экономики страны. Достаточно вспомнить опасность дефолта в стране и многомесячные демонстрации на Уолл-стрит. Понимая безуспешность проведенных реформ внутри страны, администрация Обамы стремится сохранить за собой дивиденды относительно стабильного и успешного внешнеполитического курса. В этих условиях  Б.Обама остается перед главной дилеммой относительно позиции по иранской проблеме.

Так как военное решение этой проблемы может свести на нет все успехи его администрации во внешней политике, что приведет к 100%-ному поражению на следующих выборах администрации, и так не обладающей большой поддержкой среди электората. 

С другой стороны, проявление слабости и беззубости в этом вопросе может привести к созданию Ираном ядерного оружия, а это в свою очередь нанесет большой удар международному престижу и авторитету США. В условиях этой дилеммы Обама формирует «средний путь» (путь золотой середины) в политике США в отношении Ирана.

Этот путь состоит из 3-х основных аспектов.

- Зажать экономику Ирана множеством  экономических санкций  и нефтяным эмбарго, который и должен привести страну к глубокому экономическому кризису. ЕС готовится ввести эмбарго поэтапно против Ирана и до июля текущего года полностью отказаться от иранской нефти.

Соответственно, скорее всего, США откроют свои резервы нефти, чтобы решить проблему недостатка нефти на мировом рынке. Наряду с этим планируется заморозить все банковские счета Ирана за границей.

- Физическое уничтожение основного кадрового потенциала ученых, занимающихся разработкой иранской ядерной программы. За последние  2 года в Иране было убито 4 физика ядерщика. При помощи этой политики США стремится замедлить развитие Иранской ядерной программы.

- Поддержка внутреннего недовольства и противостояния в стране. Осложнение внутриполитической ситуации в Иране в последние годы на руку США, и они стремятся поддерживать все конфликты как между властью и оппозицией, так и внутри политической элиты.

На мой взгляд, администрация Обамы будет стремиться реализовать именно этот сценарий и решить проблему путем политики смены режима. Хотя  с другой стороны, это может оказаться более долгим и тернистым путем к поставленной цели. Наличие в Иране внутриполитических предпосылок для смены режима, а также введение ЕС эмбарго на нефть Ирана делают  такой сценарий развития событий наиболее вероятным. Одновременно с этим администрация Обамы будет стремиться удерживать эту проблему на повестке дня в мировой политике в течение всего следующего года.

Затягивание развязки проблемы – стратегическая угроза для Израиля 

Наряду с этим  сценарием существует и другой сценарий развития событий вокруг иранской ядерной программы. Как известно Израиль видит в иранской ядерной программе еще большую угрозу для себя, чем США, и в целом питает неприязнь к нынешнему режиму в Иране. Эта взаимная неприязнь Израиля к Ирану основана на нескольких базовых проблемах в отношениях между двумя странами:

- Прежде всего, эти противоречия имеют идеологический и религиозный оттенок. Исламской Республике Иран (ИРИ) для эффективной организации агитации исламской идеологии радикального шиитского толка  необходим был образ непримиримого врага.

В качестве него был избран, прежде всего, Израиль - как представитель так называемой идеологии сионизма, и второстепенно - весь Западный мир во главе с США, продвигающий идеи демократии, либерализма и глобализации, которые якобы чужды исламскому миру.

- Поддержка Ираном Палестинского движения освобождения, в том числе, прямая или косвенная поддержка террористических организаций на территории Палестины. Главным камнем преткновения в отношениях является поддержка Ираном террористической организации шиитского толка Хезболлы, которая совершала множество террористических актов против граждан Израиля.

- Региональная близость между Ираном и Израилем и наличие у Ирана баллистических ракет средней дальности Шахаб 3 (дальность полета 1500-2000 км, масса боевого заряда 750-1000 кг) и Саджил 2 (дальность полета 2200 км, масса боевого заряда 750 кг),  которые с легкостью могут достигнуть территории  Израиля, ставят состояние безопасности Израиля на период перспективного обострения конфликта под угрозу.

Желание Израиля решить иранскую проблему военным путем в кротчайшие сроки исходит из  того, что на данном этапе развития ракетных технологий Иран имеет проблемы  с точностью попадания в цель, а также относительно слабый ракетный потенциал для преодоления системы ПРО Израиля Хец-2 (Arrow-2) и поражения нескольких  целей на территории противника. По прогнозам специалистов по ракетным технология, Ирану понадобится как минимум год или два, а оптимально - 4 года для решения данных проблем. Израиль понимает, что остаться в стороне – нейтральным - в конфликте с Ираном даже с истечением нескольких лет у него не получится. В результате официальный Тель-Авив стремится решить этот конфликт военным путем в период, когда ракетные силы Ирана находятся еще не на должном уровне, который бы мог нанести значительный урон безопасности Израиля. 

В русле развития такого сценария администрация Обамы может поддержать желание Израиля решить эту проблему военным путем, взамен на поддержку еврейской диаспоры США его кандидатуры на предстоящих выборах. В таком случае Израиль, скорее всего, будет практиковать военно-воздушный удар при помощи истребителей-бомбардировщиков F-15 и F-16, а также удары крылатыми ракетами с подводных лодок класса «Дельфин» по объектам разработки ядерных технологий.

Тем более такой сценарий ведения  войны Израиль применял уже против Ирака, разбомбив его атомный реактор в 1981 году. В случае реализации такого сценария важную роль сыграет точность разведданных по расположению атомных реакторов в Иране, так как в отличие от Ирака Израилю придется наносить удар одновременно по нескольким объектам на территории Ирана, которые к тому же находятся в приличной отдаленности от границ Израиля. В связи, с чем Израилю, скорее всего, придется искать союзника в плане наличия близкой резервной авиабазы.

Позиция Азербайджана и безопасность Южного Кавказа

Военная развязка Иранской проблемы, прежде всего, может негативно отразиться на странах Южного Кавказа, напрямую граничащих с Ираном.   Наиболее общей характеристикой угроз, которые актуализируются на Южном Кавказе, являются проблема массовой неконтролируемой миграции, повышение криминогенной ситуации и радикализма в приграничных регионах, гуманитарный кризис и экономические проблемы.

В сравнении с Арменией экономика Азербайджана в состоянии справиться с гуманитарными и экономическими проблемами, вызванными миграционными потоками. Для Армении же Иран играет роль главного стратегического экономического и торгового партнера в регионе, а также вместе с Ираном Армения реализует ряд совместных энергетических проектов. Среди них можно отметить строительство Мегринской ГЭС на реке Араз, постройка газопровода, поставляющего газ в Армению. Наряду с этим в последние годы  утверждены проекты постройки нефтепровода и железной дороги из Ирана в Армению. В среднем товарооборот с Ираном занимает как минимум 3-ю часть от общего объема. Несложно представить в какой огромный коллапс может впасть экономика Армении в случае обострения иранской проблемы. С нынешними темпами экономического развития Армении будет очень сложно выбраться из этого кризиса.

Актуализация перечисленных выше рисков безопасности связана, прежде всего, с угрозой массовых миграций из Ирана. Массовые миграции же возможны в основном при реализации двух сценариев: 1 - прямой сухопутной интервенции, или же, 2 - внутриполитическим кризисом и гражданской войной, затянувшейся на долгие месяцы. Более оптимальным сценарием, который бы решил иранскую проблему, не нанося урона экономике соседних стран, является точечный воздушный удар по ядерным объектам.   

Азербайджан, понимая взаимосвязанность некоторых аспектов своей национальной безопасности с безопасностью Ирана, пытается дистанцироваться от этого конфликта и остаться нейтральным.  Однако предотвращение террористического акта против иностранных граждан в Баку, подготовленный спецслужбами Ирана 19 января 2012 года, а также недавние хакерские атаки одновременно на несколько государственных сайтов говорят о том, что Иран провоцирует Азербайджан на обострение отношений.

Азербайджан в этих условиях стоит перед дилеммой иранской ядерной проблемы. Для Баку она заключается в следующем. С одной стороны,  Азербайджану не выгодно существование на южной границе исламского государства с атомным оружием в руках, которое постоянно вражески настроено к своему северному соседу лишь из-за того, что там на Севере проживает 9 млн. граждан независимого Азербайджана, чьи национальные корни общие с теми 20 млн. граждан Ирана, которые проживают на севере страны.

ИРИ даже пытается незаконно проецировать  этот ложный негатив о взаимоотношениях на территорию Азербайджана посредством своего телеканала Sahar TV. Видя в существовании независимого Азербайджана угрозу своей национальной безопасности, Иран сотрудничает с Арменией и реализует с ней совместные проекты, несмотря на то, что это, вообще-то, должно было бы противоречить нормам исламского государства. С другой стороны, свержение нынешнего режима в Иране и приход прозападно настроенных сил также не выгоден Азербайджану в краткосрочной перспективе (1 год), с точки зрения перспектив превращения Азербайджана в региональный транспортный и энергетический хаб. Прежде всего, это касается проекта «Набукко».

Так в нынешних условиях у Запада нет альтернатив Азербайджану, как основной узловой стране в регионе, однако существует проблемы с транспортировкой туркменского газа через Каспийское море.

В условиях быстрого решения иранской проблемы Запад может быть заинтересован в реализации этого проекта через Иран напрямую в Турцию, который имеет прямые сухопутные границы с Туркменистаном. Да и в этом случае Западу в меньшей мере будет мешать Россия, которая против реализации этого проекта.

В условиях этой дилеммы Азербайджан заинтересован в затяжке разрешения этого конфликта на несколько лет (3-5). За этот период у Азербайджана будет возможность реализовать проект «Набукко» и другие перспективные трансграничные проекты.

Недавний визит в Израиль главы Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерала Мартина Демпси говорит о том, что США пытается отговорить Израиль от возможных военных действий против Ирана.

Наряду недавнее введение ЕС эмбарго на нефть Ирана может окончательно подорвать внутриполитическую стабильность и экономический потенциал Ирана накануне парламентских выборов в марте.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что администрация Обамы пытается провести свой сценарий решения этой проблемы путем внутриполитической дестабилизации и смены режима в Иране. Что же произойдет в реальности, и как эти события поваляют на стабильность и безопасность в регионе, покажет будущее.

Назим Махмудов

Поделиться:
7360

Последние новости

Все новости

1news TV