Еще один взгляд на французский проект «геноцида армян»
«Самая жестокая тирания та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости».
Монтескье Шарль Луи де Секонда
22 декабря нижняя палата парламента Франции приняла законопроект об уголовном наказании за отрицание геноцидов, признанных законодательством этой страны. В случае если законопроект будет принят Сенатом Франции, который планирует рассмотреть его в конце января, и одобрен президентом, то лиц, отрицающих эти действия, в том числе и надуманный "геноцид армян", ждет штраф в размере 45 тысяч евро или тюремное заключение сроком до 1 года. Хотелось бы поделиться с читателями своими выделенными в подзаголовке размышлениями по поводу данного законопроекта, противоречащего, на мой взгляд, историческому прошлому и интеллектуальному наследию Франции.
Право и свобода
Принятие Национальным собранием Франции законопроекта, в котором предусматривается наказание за отрицание "геноцида армян" 1915 года, противоречит нормам и принципам международного права, связанным с правами человека, в особенности такому фундаментальному принципу, как свобода слова и мысли. Не случайно, что данный принцип составляет фундаментальную основу всех документов, связанных с правами человека. Интересно, что впервые этот принцип нашел свое отражение в статьях 10 и 11 "Декларации прав человека и гражданина" 1789 года, принятой именно во Франции. В этих статьях отмечается, что "свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый человек может свободно высказываться, писать, печатать", "никто не должен быть притесняем за свои взгляды". Вызывает глубокое сожаление и удивление то, что именно Франция, считающаяся благодаря этой декларации колыбелью демократии, приняла документ, криминализирующий отрицание "геноцида армян", чем нанесла большой удар по свободе слова.
Право на свободу мысли и слова отражено и в основных документах по правам человека современного периода, в том числе в преамбуле "Всеобщей декларации прав человека" (ООН, 1948), статьях 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года. В статье 10 Европейской конвенции о защите прав человека, которая также считается конституцией европейских государств в области прав человека, отмечается, что "каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ".
В этом смысле решение, принятое нижней палатой парламента Франции, являясь безосновательным с юридической точки зрения, входит в явное противоречие с международными документами в области прав человека. Так, выдвигаемые армянами необоснованные утверждения о "геноциде армян" не нашли своего отражения ни в международном праве, ни в исторических фактах. Для правовой оценки событий, называемых "геноцидом армян", в первую очередь, необходима историческая и фактологическая база. Уже много лет Турецкая Республика, с целью исследования исторической сути этих утверждений, предлагает создать совместную комиссию с привлечением историков и изучить архивы Османской империи. Но сами не верящие в ложный геноцид Армения и "историки геноцида", выступающие в качестве "идеологов диаспоры" в разных странах, всячески пытаются избежать реализации этого предложения.
Следует отметить, что впервые обвинения в совершении военных преступлений и преступлений против человечества были выдвинуты в ходе Нюрнбергского трибунала в отношении лиц, участвовавших в преступлениях против евреев в период Второй мировой войны. Именно на основе решения международного Нюрнбергского трибунала, в результате которого было доказано, что эти преступления являются геноцидом, некоторыми государствами было криминализировано его отрицание, в том числе и во Франции актом Гайссота, принятым в 1990 году. Однако в случае с событиями 1915 года не существует какого-либо правового международного документа, подтверждающего надуманный "геноцид" армян.
Кроме того, армянская сторона оставляет без ответа все выдвигаемые инициативы по определению фактологической базы данных событий.
Законопроект, принятый Национальным собранием Франции, нарушая право проведения исследований в этой области, наносит большой удар установлению истины. Так, в случае принятия такого закона лица, имеющие противоположное мнение или подход в отношении утверждений о "геноциде армян", включая деятельность научно-исследовательского характера,( и даже инициативы )станут субъектами уголовной ответственности.
Кроме того, вышеуказанный закон может создать опасный правовой прецедент для других стран в качестве угрозы свободы слова и мнения, потому что каждое государство, исходя из собственных интересов, используя определенные события для своей политической выгоды, будет признавать такие действия геноцидом и создавать субъективную законодательную базу для наказания их отрицания. А это приведет к значительному ограничению свободы слова в мировом масштабе, ведению уголовного преследования, противоречащего фундаментальным нормам и принципам международного права в сфере защиты прав человека.
Моральное право
Здравомыслие французского народа, его высокий интеллектуальный уровень и роль в истории человечества не являются предметом спора. Но,согласитесь, что общий взгляд по отношению к людям этой страны не является однозначным. Веками формировавшееся отношение основывается, в первую очередь, на империалистическом и аррогантном выражении своей прихоти в пассионарный период развития французского государства. Франция является государством с имперской и колониальной историей. Неоднозначное отношение к государствам или народам с таким прошлым понятно и объяснимо. Но имперское прошлое Франции, оставившее в истории следы с конкретной "правовой фактологической базой", не дает этой стране морального права осуждать другие народы, используя выражения наподобие "геноцида". Имперские наклонности французского государства проявлялись одинаково по отношению как к соседним странам в Европе, так и далеко за ее пределами. Например, в настоящее время пытающаяся вместе с Германией спасти Евросоюз от финансового кризиса Франция во время Второй мировой войны "отомстила" немецкому народу (государству) в самой жестокой форме. Согласно свидетельским показаниям, данным в Сенате США 17 июля 1945 года, когда французские войска вошли в немецкий город Штутгарт, они согнали немецких женщин в метро и изнасиловали более двух тысяч из них. В одном только Штутгарте французские военные за одну неделю изнасиловали больше женщин, чем немецкие войска изнасиловали во Франции за четыре года.
Кроме того, всем известно, в какой форме в Алжире были выражены колониальные амбиции Франции, имеющей высокий статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, сформированного после Второй мировой войны для недопущения подобных трагедий и обеспечения мира и безопасности. После войны, в особенности в 1954-1962 годах, в ходе Освободительного движения Алжира, в результате "колониальной операции" французскими солдатами было уничтожено до миллиона алжирцев.
Новая форма империалистического отношения Франции, неспособной избавиться от идеологии "разделяй и властвуй", проявилась в 90-х годах прошлого века в Руанде. "Миротворческая интервенция" французской армии в эту страну с целью предотвращения массовой резни привела к гибели около миллиона людей. Согласно свидетельским показаниям, французские "миротворцы" непосредственно участвовали в разжигании вражды между субъектами конфликта и обеспечении их оружием.
Приводя эти факты, мы не стремимся возложить ответственность прошлых поколений на сегодняшнюю Францию. Прежде чем признавать события, произошедшие в 1915 году, геноцидом, не имея на то каких-либо исторических и правовых основ, и требовать ответственности за это с нынешнего поколения, в первую очередь, следует обратиться к своей истории. Говоря об этом хотелось бы привести выдержку из статьи о принятом Национальным собранием Франции последнем законопроекте, опубликованном в газете армянской общины Турции "Агос" от 23 декабря 2011 года:
"...настоящий законопроект, носящий цель сохранить историческую правду и не допустить повторения геноцидов в будущем, предназначен для обеспечения справедливости и прав человека. Но в этой редакции один из принципов демократии, гласящий "все, что не разрешено - запрещено", наносит ущерб свободе выражения. Реальная демократическая культура не объявляет мнения преступлением, а развивается только и только путем обмена мнениями. Если Франция хочет положить конец отрицаниям событий 1915 года, она должна различать дискриминацию и критику в адрес армянского народа и заявления о свободе выражения. А этого нельзя достичь наказанием людей. Если Франция хочет внести вклад в правдивое информирование турок о событиях 1915 года, она должна прежде всего рассказывать об отношении Франции к османским территориям в начале ХХ века".
Христианство и Великая французская революция
Немецкий философ Гегель считал Великую французскую революцию воплощением на земле идеи свободного и справедливого общества, показанного в христианстве. Эту мысль великого мыслителя можно рассматривать с двух призм - христианской религии и Великой французской революции.
По Гегелю, "идея свободы" достигла своей полной формы именно в христианстве, потому что эта религия впервые стала феноменом в обеспечении перед Богом универсального равенства на основе духовного выбора и убеждений. Упоминание христианства в данной статье неслучайно, так как объектом наших размышлений является Франция, в обществе которой сильны ценности именно этой религии. Считаю, что французские парламентарии, запретившие людям свободно выражать свое мнение, не имеют понятия о требованиях религии, носителями которой они являются.
Мамед ДЖАФАРЛИ, историк
Газета «Зеркало»