«Туркменчай», или Как победило армянство в русско-иранской войне
184 года назад 10 февраля 1828 года Российская империя и Каджарский Иран подписали Туркменчайский мирный договор, тем самым юридически «оформив» раздел Азербайджана.
С повсеместного притеснения азербайджанцев на собственной земле и началась крупномасштабная борьба всего армянства за культурное наследие Азербайджана.
Начавшаяся в 1826 году вторая русско-иранская война закончилась полным поражением Ирана. Попытка азербайджано-тюркских правителей Ирана из династии Каджаров вернуть утерянные после первой войны территории, при подстрекательстве Англии, закончилась полным провалом.
Процесс раздела Азербайджана был запущен еще в начале XIX века. 12 октября 1813 года в карабахском селении Гюлистан между Российской империей и правителями из династии Каджаров был подписан мирный договор (по окончании войны 1804—1813 гг.).
Согласно договору, Каджары признавали переход к России ханств Северного Азербайджана. В частности, к России отходили Бакинское, Карабахское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Дербентское, Кубинское и Талышское ханства.
По договору, России предоставлялось исключительное право иметь свой военный флот на Каспийском море. Купцы обеих стран получали право на свободную торговлю.
Оккупация значительной части Закавказья Россией стала причиной межнациональной розни между кавказскими народами и русскими властями и переселенцами, часто возникали трения на религиозной и этнической почве, что порождало нестабильность на Кавказе.
Каджары не смирились с потерей Закавказья. Вскоре началась новая война 1826-1828 гг. Вторая война также не принесла им успеха и наследник престола, принц Аббас Мирза Каджар был вынужден подписать Туркменчайский мирный договор, который предусматривал окончательную утрату Северного Азербайджана.
1 октября 1827 года русские войска оккупировали азербайджанскую крепость Иреван. Город стал центром армянской иммиграции. Основанный во время правления азербайджано-тюркских шахов из династии Сефевидов город Иреван был центром одного из крупных бейлербейств – административной единицы азербайджанского государства. Город был яблоком раздора между крупными тюркскими династиями и многократно переходил из рук в руки.
В 1827 году Иреванская крепость была оккупирована российскими войсками – само ханство было аннексировано Российской империей. Началось массовое переселение турецких и иранских армян на территорию азербайджанского ханства.
Как указывает американский историк Тадеуш Свентоховский, наряду с другими ханствами Южного и Северного Азербайджана, правители Иреванского ханства принадлежали к тюркскому племени Каджаров, так же, как и правившая в Иране династия Каджаров. Азербайджанская принадлежность династии Иреванских ханов подтверждается также большим количеством авторитетных источников.
Армяне, давно мечтавшие овладеть Иреванским ханством, активно помогали России во время ее войн с империей Каджаров в 1804 — 1813 гг. и в 1826 — 1828 гг.
Во время второй войны с Каджарами 1 октября 1827 года русским войскам удалось оккупировать Иреванское ханство. 5 октября 1827 года командующий русскими оккупационными войсками генерал Паскевич получил титул графа Эриванского.
Вслед за этим русские оккупировали весь Азербайджан вплоть до Тебриза, но при вмешательстве Англии пошли на некоторые уступки. Россия довольствовалась азербайджанскими землями севернее реки Араз. Все закончилось подписанием мирного договора в селе Туркменчай в Южном Азербайджане.
10 февраля 1828 года наследник иранского престола Аббас Мирза Каджар формально уступил территории Иреванского и Нахчыванского ханств России. Согласно статье III подписанного в тот день Туркменчайского мирного договора, ханства передавались Каджарами в полную собственность Российской империи. К России отошли территории Иреванского и Нахчыванского ханств и Ордубадского уезда. С российской стороны договор подписал генерал Паскевич, с иранской - принц Аббас Мирза Каджар.
Туркменчайский договор юридически оформил за Россией весь Северный Азербайджан. Оккупацией Нахчыванского и Иреванского ханств, а также Ордубадского уезда Россия завершила экспансионистскую кампанию в Северном Азербайджане.
Началось массовое переселение иранских и анатолийских армян в Северный Азербайджан и повсеместное притеснение азербайджанских тюрков на собственной земле.
В марте 1828 года на территориях Иреванского и Нахчыванского ханств царскими властями была образована Армянская область, куда было разрешено переселяться армянам из Ирана, которые при покровительстве российских чиновников хлынули на территорию новообразованной области.
В 1829 году царская Россия подписала Адрианопольский мирный договор с Османской империей и право переселяться в отторгнутые ею у османов Ахылкелек (Ахалкалаки) и Ахыска (Ахалцих), а также в Азербайджан получили анатолийские армяне.
Таким образом, к армянским переселенцам из Ирана присоединились подданные османского султана – армяне Анатолии. После двух мирных договоров исторического значения началась крупномасштабная борьба всего армянства за культурное наследие Азербайджана. В этой жестокой борьбе армяне не щадили даже своих сородичей, не говоря уже о представителях других национальностей.
Один пример из многочисленных фактов борьбы между армянами за культурное наследие Азербайджана. Пару месяцев назад в армянских СМИ разгорелся скандал вокруг истории с облицовкой стены, окружающей древний албанский монастырь Гандзасар. Монастырь, датируемый XIII веком, находится на территории Нагорного Карабаха, а точнее оккупированного армянами Агдере.
Московский бизнесмен армянского происхождения Левон Айрапетян выступил с идеей облицовки древней стены албанского монастыря. После этого в прессе появились фотографии изуродованного памятника истории.
Представители армянских молодежных организаций обратились к Айрапетяну с призывом остановить «восстановительные работы». Им удалось связаться с Айрапетяном и оказалось, что стена, окружающая албанский монастырь Гандзасар, возведена не в раннем средневековье, а некачественно построена в 80-ые годы XX столетия.
Армянская молодежь высказала недоумение по поводу того, что лицо, ответственное за охрану и изучение исторических памятников при сепаратистском режиме Нагорного Карабаха в своих интервью периодически подтверждал принадлежность стены к XIII веку.
Более того, глава местной епархии Армянской апостольской церкви Паргев Мартиросян не стал оповещать армян о том, что стена была возведена лишь 30 лет назад, и воздержался от комментариев. Многие армяне объяснили поведение священнослужителя его соперничеством с бизнесменом Айрапетяном, которое они вели за албанское культурное наследие. Видимо, армяне, запутавшиеся в собственной лжи, до сих пор не могут определить культурное значение древнего албанского монастыря.
Чиновники, лишенные знаний в области истории, даже по армянским стандартам, выступают с безответственными заявлениями. А церковных служителей не интересуют христианские заповеди. Крест на их груди служит своего рода прикрытием безнравственного образа жизни, в чем признаются и сами армяне.
Отметим, что село Вянгли, которое входило в состав другого оккупированного армянами азербайджанского района Кяльбаджар, в свое время был административным центром албанского меликства Хачын в составе Карабахского ханства. В XIII веке на левом берегу реки Хачын (на территории Агдере) был построен великолепный монастырь, который являлся ярким примером христианской архитектуры Кавказской Албании.
С этого момента вплоть до 1836 года, то есть, до официального решения синода Русской православной церкви об упразднении Албанской церкви, Гандзасарский храм являлся местом поклонения для последователей албанского христианства диофизитского толка.
После оккупации азербайджанских ханств Российской империей и массового переселения иранских армян на территорию Карабаха, демографическая ситуация в регионе сильно изменилась. Албанская церковь официально была присоединена к Армянской апостольской церкви. Исторические албанские монастыри и церкви были сознательно переделаны под армянские.
Отныне священные молитвы и все ритуалы читались на грабаре – церковном армянском языке. Кавказским албанцам-диофизитам ничего не оставалось, кроме как обратиться в армянство. Многие из них уехали, перешли в ортодоксальное православие или ислам, а их места заполняло армянское население, перекочевавшее из Ирана.
Так «сформировались» карабахские армяне. Видимо, именно в этом кроется причина нелюбви иреванских (турецких) армян к карабахским (иранским).
Джейхун Алекперов