«Охота на ведьм» по-турецки
В Турции разразился очередной громкий скандал по поводу привлечения к уголовной ответственности должностных лиц Национальной разведывательной организации – MİT.
Все началось с того, как особо уполномоченный республиканский прокурор, занимающийся расследованием уголовного дела «Союза курдских сообществ», вызвал руководителей турецких спецслужб в прокуратуру для дачи показаний по данному делу.
Таким образом, в рамках расследования по уголовному делу «Союза курдских сообществ» в прокуратуру для дачи показаний были вызваны начальник Национальной разведывательной организации (НРО) Хакан Фидан, бывший глава турецких спецслужб Эмре Танер, его бывший заместитель Афет Гюнеш и еще несколько должностных лиц.
Отметим, что дело «Союза курдских сообществ» является одним из самых громких судебных процессов в истории современной Турции. Известно, что «Союз курдских сообществ» (СКО) является гражданской структурой террористической Рабочей партии Курдистана (PKK), которая на протяжении более 30 лет при подстрекательстве внешних сил ведет вооруженную борьбу с турецкими властями, используя при этом самые грязные методы, вплоть до кровавого террора, и неся ответственность за гибель 40 тысяч граждан Турции.
По имеющимся данным, в этой организации состоят многие лидеры курдских сепаратистов, которые демонстративно заявляют о своей приверженности к главарю РПК, отбывающему пожизненное заключение на острове Имралы, террористу номер один – Абдулле Оджалану.
Кстати, среди активистов СКО есть и немалое количество депутатов от региональной курдской Партии мира и демократии (ПМД).
Вызов лиц, ответственных за национальную безопасность страны, для дачи показаний в прокуратуру в рамках расследования данного уголовного дела вызвал глубокий резонанс в турецком обществе.
Предпосылки такого развития событий возникли еще два года назад. Отметим, что еще в 2010 году Израиль выражал свое недовольство по поводу назначения Хакана Фидана начальником Национальной разведывательной организации Турции. Тогда министр обороны Израиля Эхуд Барак утверждал, что новоназначенный глава турецкой разведки симпатизирует Ирану. По словам Барака, это обстоятельство серьезно тревожит израильтян.
Дело дошло до того, что в связи с данным высказыванием МИД Турции даже выразил протест израильскому послу в Анкаре.
Однако обмен дипломатическими «любезностями» с израильтянами оказался мелочью по сравнению с предыдущими событиями. Действия в Хабуре серьезно взбудоражили всю страну.
19 октября 2009 года группа курдских боевиков из террористической Рабочей партии Курдистана пересекла ирако-турецкую границу в районе Силопи и была восторженно встречена сотнями людей – приверженцами РПК. Участники так называемого марша были сразу же задержаны турецкими властями, но после допроса отпущены в соответствии с ранее принятым решением об амнистии боевиков, непричастных к крупным террористическим атакам и добровольно сложивших оружие. В итоге все это закончилось хаосом и юридическим беспределом.
Впоследствии события в пограничном пункте Хабур негативно отразились на репутации правительства Реджепа Тайипа Эрдогана. Правящая партия отчасти признала допущенные в решении курдской проблемы ошибки.
Тогда за кулисами поговаривали, что существовали некие силы, подставившие правительство ради определенных интересов. Ходили слухи, что во всем этом замешаны турецкие спецслужбы.
Примечательно, что в день годовщины событий в Хабуре, уже в 2010 году террористы предприняли очередную кровавую вылазку, что стало причиной гибели 24 турецких солдат.
Но настоящий скандал разразился после того как в турецких СМИ появились сообщения о якобы состоявшихся в столице Норвегии переговорах между руководством Национальной разведывательной организации и террористической Рабочей партии Курдистана. Согласно этой версии, в 2011 году в Осло представители турецких спецслужб и РПК даже подписали меморандум намерений о взаимопонимании, состоящий из 9 пунктов.
Записи встреч в Осло, каким-то образом просочившиеся в СМИ, не оставили никаких шансов для маневрирования. Исходя из того, что спецслужбы не отрицали факта встречи, турецкую общественность волновал другой вопрос. Держала ли НРО свое правительство в курсе дел, или может спецслужбы действовали самостоятельно?!
В любом случае правительство во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом встало на защиту спецслужб. Турецкие аналитики утверждали, что премьер-министр не отдаст главу НРО Хакана Фидана «волкам на съедение».
На фоне громких процессов, таких как «Эргенекон», «Бальоз», «Интернет-меморандум», по которым проходит ряд действующих и отставных высокопоставленных турецких военных, в глазах общественности судебное разбирательство по делу «Союза курдских сообществ» отходило чуть ли не на второй план.
Тем не менее, вызов главы турецкой разведки в прокуратуру общество восприняло очень болезненно.
Именно вышеуказанные обстоятельства стали причиной вызова в прокуратуру практически всех должностных лиц Национальной разведывательной организации. Особо уполномоченный прокурор собирался допрашивать разведчиков об обстоятельствах встречи в Осло.
По некоторым сведениям, следствие готовилось предъявить обвинение главе НРО Хакану Фидану в злоупотреблении служебными обязанностями, использовании событий в Хабуре в целях дискредитации правительства и сознательном бездействии.
Согласно следствию, вполне возможно, что спецслужбы заранее знали о ряде готовившихся терактов, но при этом не предпринимали существенные меры по их предотвращению.
Более того, следствие установило, что представители спецслужб и террористы регулярно поддерживали связь как в Стамбуле, так и в Диярбакыре. Согласно этой версии, сотрудники НРО порой выполняли роль курьеров между Оджаланом, содержащимся в тюрьме, и лидерами террористической РПК, разбросанными по всей Европе.
Страсти накалились после того, как подозреваемые представители спецслужб отказались давать показания и просто проигнорировали требование прокуратуры. Руководство НРО обвинило следственные органы в превышении должностных полномочий.
Следует отметить, что согласно турецким законам, высокопоставленных сотрудников разведывательных служб можно допросить лишь в столичной прокуратуре и только с согласия премьер-министра. Пользуясь такой привилегией, Хакан Фидан и другие подозреваемые отказались явиться в прокуратуру без уважительной причины.
Но не тут-то было. В прокуратуре пояснили, что в исключительных случаях следственные органы все же имеют право вызвать на допрос сотрудников спецслужб без ведома премьер-министра. Речь идет об организованной преступности и преступлениях террористического характера.
А, как известно, уголовное дело «Союз курдских сообществ» относится к разряду именно таких преступлений. Следовательно, особо уполномоченные прокуроры считают себя вправе вызвать на допрос даже главу турецких спецслужб.
После этого особо уполномоченный прокурор Стамбула Садреддин Сарыкая обратился в Генеральную прокуратуру в Анкаре с просьбой вызвать начальника Национальной разведывательной организации Хакана Фидана для дачи показаний.
В отношении других подозреваемых были предприняты соответствующие меры. По требованию прокурора, стамбульский суд по тяжким преступлениям выдал ордер на арест бывшего главы турецких спецслужб Эмре Танера, его бывшего заместителя Афета Гюнеша и еще двух сотрудников НРО.
С другой стороны, правящая партия начала предпринимать целый ряд мер по защите прав членов правительства. Министры и партийные функционеры в своих заявлениях полностью оправдали действия Фидана.
По инициативе правящей Партии справедливости и развития в Великом Национальном Собрании Турции на скорую руку был разработан законопроект, предусматривающий полный иммунитет главе Национальной разведывательной организации. Оппозиция уже успела оклеймить эту парламентскую инициативу - «закон под одного человека».
Впрочем, кульминационный момент наступил позже. Особо уполномоченный прокурор Садреддин Сарыкая, занимавшийся расследованием уголовного дела «Союза курдских сообществ» и в рамках следствия вызвавший Хакана Фидана для дачи показаний в прокуратуру, был снят со своей должности. Эта новость поразила всю Турцию и стала поводом для жарких дискуссий.
«Мое отстранение – воля генерального прокурора. Я лишь выполнял свою работу», - сказал Садреддин Сарыкая.
Примечательно, что накануне в стамбульской полиции также произошли крупные кадровые перестановки. Ушли в отставку начальник отдела по борьбе с террором и глава отдела обработки разведданных, чья деятельность тесно связана с Национальной разведывательной организацией.
То, что в последние годы между силовыми структурами Турции ведется самая настоящая борьба за влияние, в этой стране ни для кого не является секретом. Противостояние между спецслужбами, полицией и армией постепенно начинает выходить за рамки дозволенного.
Данные структуры давно перестали делиться друг с другом ценной информацией и разведданными, а выигрывают от этого, как известно, сепаратистская Рабочая партия Курдистана и прочие недруги Турции.
Джейхун Алекперов