Тофик Аббасов: «Военной операции против Ирана не будет»
Интервью 1news.az с азербайджанским политологом Тофиком Аббасовым.
- Как Вы прокомментируете итоги первого в истории визита израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху на Кипр и подписанный в его ходе договор, согласно которому израильские военные самолеты смогут использовать воздушное пространство Кипра, а военные корабли заходить в порты греческой части острова?
- Нет причин удивляться тому, что израильский премьер впервые посетил разделенный остров. Тель-Авив продемонстрировал наличие альтернативы при неопределенности в отношениях с Анкарой и тем самым дал понять, что не собирается долго ждать примиренческих позывных из Турции.
Этот поворот, бесспорно, негативно отразится на турецко-израильских отношениях, и без того холодных. Однако тут надо учесть особенности геополитического окружения Израиля.
В некотором роде предоставление воздушного и морского пространства Кипра израильским боевым бортам и морским судам является вынужденной мерой. Конечно, Кипр в этом направлении не может стать для израильтян равноценной заменой Турции. Однако за неимением других вариантов Тель-Авиву с его недружественным окружением и неудобным соседством приходится мириться с тем, что есть.
- А если конкретнее, насколько осложнятся турецко-израильские взаимоотношения после визита израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху на Кипр?
- База для дальнейшей эскалации напряженности турецко-израильских отношений последним разворотом не исчерпывается. Предстоят еще и углеводородные трения.
Полагаю, что Никосия в разработке шельфовых месторождений будет ставить на Тель-Авив, чтобы заручиться надежной финансово-технологической поддержкой. И, как мне кажется, первые попытки совместных геологоразведочных работ не заставят себя долго ждать. Думаю, уже в этом году Никосия и Тель-Авив начнут практические шаги в поисках нефти и газа. Анкара уже предупредительно высказалась в адрес киприотов, сказав, что не допустит разработки в собственной акватории.
Это еще одно свидетельство наличия спорных мотивов вокруг углеводородов Средиземного моря.
- Как нынешнее состояние турецко-израильских взаимоотношений может сказаться на ситуации в нашем регионе, где эксперты однозначно указывают на вероятность военной операции со стороны США и их союзников, в том числе Израиля против Ирана?
- Военной операции против Ирана не будет. США стягивают военный кулак в зону Персидского залива, Израиль тоже играет мускулами, грозя нанести удар по ИРИ. Все это, как говорится, пируэты на одной точке.
Однако это вовсе не говорит о том, что размашистые телодвижения Запада не влияют на ситуацию. Военно-техническое, экономическое, морально-психологическое давление на неугодных оказывает негативное влияние на общую атмосферу.
Возьмем под прицел, к слову, недружественные императивы Тегерана в адрес Баку. Спору нет, что все обвинения, подозрения в пособничестве к шпионской деятельности, к которым якобы причастен Азербайджан, безосновательны. Однако неуклюжие и неуместные действия Тегерана надо рассматривать в качестве следствия той напряженной ситуации, которую нагнетает Запад на Ближнем Востоке.
- Давайте рассматривать любые варианты развития событий. Итак, если все же будет иметь место военная операция против Ирана, то какими могут быть последствия этой операции для всего нашего региона, и как изменится баланс сил на Южном Кавказе?
- Могу указать на историю из практики 80-х годов, когда шли напряженные бои на ирано-иракских фронтах. Под занавес войны, когда иранцы перехватили инициативу и стали теснить иракцев, американские боевые корабли в Персидском заливе принялись прицельно бить по иранским передовым позициям. Последние зашли в тыл иракцам и вышли к пределам Кувейта, и в ответ на откровенное американское хулиганство стали прицельно уничтожать кувейтские нефтяные месторождения.
Многие из них были объяты огнем, и этот огонь стал холодным душем для американцев, которые прекратили свои провокации. Однако дым пожарищ самым негативным образом повлиял на экологическую ситуацию на огромном пространстве. В Азербайджане это тоже ощущалось. Кое-где выпали черные дожди, то есть осадки с копотью.
Это всего лишь одна ремарка на экологический аспект проблем, связанных с военной обстановкой в энергонасыщенном регионе. Если к нему приплюсовать факторы гуманитарного, демографического характера, то и вовсе вырисовывается нерадостная картина.
Войну в таком регионе могут затеять лишь безумцы, которых всегда прельщала «романтика» бойни у чужих берегов.
- Ну и, наконец, какая из стран станет следующей мишенью со стороны США и их союзников?
- На данном этапе мишенью США и их сторонников является Сирия. Сломив ее, американцы умерят свои бдения на иранском направлении, поскольку Тегеран в случае падения Дамаска станет менее опасным, более уязвимым и даже несколько зависимым.
Запад именно на это и рассчитывает, чтобы не влезать в пучину иранской авантюры. Израиль же наоборот провоцирует Вашингтон на иранскую операцию в безотлагательной форме, на что Белый дом не дает и не даст согласия.
Однако если падет асадовская Сирия, то Запад переведет стрелки на усмирение исламских радикалов по всему периметру Северной Африки, Ближнего Востока, чтобы выбить козырные карты из рук зажравшихся монархий Персидского Залива.
Не исключаю, что в будущем Вашингтону понадобятся даже услуги тех, с кем Америка ныне состоит в жестком антагонизме.
Акпер Гасанов