Далеко не случайные совпадения: чем вызвано охлаждение в ирано-азербайджанских взаимоотношениях?
То, что происходит ныне в отношениях между Азербайджаном и Ираном, не может не вызывать огорчения.
Ведь у наших стран схожая история, культурная и нравственная близость. Плюс, факт проживания там этнических азербайджанцев и их иранского гражданства должны были бы придать ирано-азербайджанским отношениям особую близость.
На деле же происходит совсем иначе. Последнее тому доказательство это то, что в ночь с 22 на 23 февраля иранскими хакерами был взломан сначала официальный сайт закрытого акционерного общества - «Азербайджанское телерадиовещание» (АзТВ), а затем и национального авиаперевозчика компании AZAL.
Также была полностью восстановлена работа официального сайта ЗАО «Азербайджанские авиалинии» (AZAL), который был атакован иранскими хакерами. Напомним, на сайте в разделе «Новости» было размещено следующее сообщение: «Hacked By Cocain Warriors from Persia».
Ранее иранские хакеры уже отмечались взломом ряда азербайджанских сайтов, в том числе сайта правящей партии «Ени Азербайджан», компании «Азермарка», агентства АПА, ряда министерств и государственных учреждений.
Помимо кибер-атак с иранской стороны на сайты различных азербайджанских министерств, ведомств, СМИ и компаний, еще одним ярким свидетельством напряженности в отношениях между нашими странами является то, что за текущий месяц иранский МИД вручил две ноты протеста азербайджанской стороне.
В первой ноте, представленной 12 февраля, официальный Тегеран обвинял Баку в содействии израильским спецслужбам в ликвидации иранского физика-ядерщика Мостафы Ахмади-Рошана.
Официальный Баку опровергает обвинения иранской стороны о сотрудничестве с израильскими спецслужбами. Что же касается лиц, которые выдавали себя за журналистов, то они таковыми не являлись, так как не получали журналистской аккредитации. Об этом уже заявляют официальные лица Баку.
Начнем, с кибер-атак иранской стороны. Помнится, совсем недавно глава Управления гражданской обороны Ирана Голям-Реза Джалали после успешного ввода штаб-квартиры кибернетической обороны объявил о планах создания первой иранской кибер-армии.
«США сокращают свою армию, усиливая инфраструктуру кибер-обороны. Таким странам, как Иран, необходимо также создать и модернизировать свои штабы кибер-обороны и даже создать кибер-армии», - сказал бригадный генерал Голям-Реза Джалали в интервью Press TV в последний день первой национальной конференции по вопросам кибер-защиты.
Еще более не случайными они выглядят на фоне растущей напряженности между нашими странами, уже вылившейся в об
мен нотами протеста. Начнем с первой, в которой официальный Тегеран обвинял Баку в содействии израильским спецслужбам в ликвидации иранского физика-ядерщика Мостафы Ахмади-Рошана.
Во-первых, обеспечение национальной безопасности и предотвращение террористических угроз – личное дело каждого независимого государства. И если спецслужбы Ирана не способны обеспечить безопасность своих граждан на собственной территории, то в этом нет никакой вины Азербайджана, а суть ноты официального Тегерана носит характер попытки переноса проблемы с больной головы на здоровую.
Во-вторых, представитель Ирана в Организации Объединенных Наций Мохаммад Хазаи в среду, 22 февраля, подал жалобу на имя генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, в которой содержатся обвинения в адрес Израиля. Тегеран обвиняет власти Израиля в финансировании и обучении боевиков, которые убивают иранских ученых (в основном, физиков-ядерщиков). Опять двадцать пять. Если у Ирана имеются какие-то проблемы с Израилем, если представитель Ирана в ООН направляет жалобу на Израиль, то, причем тут Азербайджан, и почему нота официального Тегерана была направлена нашей стране? Вопрос далеко не праздный. Но именно он наводит на мысль о том, что Иран предвзято и несправедливо относится к Азербайджану.
Об этом же свидетельствует и реакция официального Тегерана на факт задержания иранских «журналистов» в Баку. Вынужден повторить, что обеспечение национальной безопасности и предотвращение террористических угроз - личное дело каждого независимого государства, в том числе и Азербайджана. Наша страна имеет право выбирать любые средства для предотвращения любой угрозы национальной безопасности, тогда как нота Ирана является попыткой давления на Азербайджан, что просто неприемлемо и не способствует снятию напряженности в азербайджано-иранских взаимоотношениях.
Чем объясняются подобные действия нынешнего руководства Ирана? На мой взгляд, ответ на этот вопрос нужно искать в тех процессах, которые происходят ныне внутри самого Ирана. В этой стране в марте состоятся парламентские выборы. С какими показателями идет на них действующая иранская власть? С очень незавидными.
Демонстрацией того, сколь велики опасения нынешней иранской власти перед итогами парламентских выборов, является и то, что жители Ирана столкнулись с проблемами с доступом в интернет уже второй раз за неделю. Иранцы сообщают о блокировке социальных сетей и электронных почт. Кроме того, иранцы жалуются на недоступность международных сайтов, безопасное соединение с которыми обеспечивает протокол SSL (Secure Sockets Layer).
Интернет-блокада в Иране происходит накануне парламентских выборов. Эксперты и граждане страны считают, что запрет доступа к соцсетям и другим сайтам является проявлением государственной цензуры.
Ни в том, что в Иране имеются социально-экономические проблемы, ни в том, что все это приводит к росту недовольства граждан страны политикой нынешнего руководства Ирана, ни в том, что нынешнее руководство Ирана в числе методов подавления общественного недовольства выбирает интернет-блокаду, Азербайджан не виноват.
Говорю это к тому, что Иран должен сам выбирать, как ему решать стоящие перед страной проблемы. Но мы считаем ошибочным со стороны Ирана шагом попытку решить эти свои внутренние проблемы посредством эскалации напряженности в отношениях с нашей страной. Мы также выражаем сожаление по поводу того факта, что в соседнем мусульманском Иране не проводятся мероприятия, посвященные 20-летию геноцида мирного азербайджанского населения в Ходжалы, хотя такие мероприятия проводятся в десятках стран мира, в том числе и в США.
Ну и последнее. История Ирана по письменным источникам охватывает почти пять тысяч лет, а история государственности в Иране - одна из древнейших в мире. Так вот государству, которое имеет столь великую и древнюю историю, следовало бы проводить соответствующую ее великому прошлому внешнюю политику в настоящем. А ссоры с соседями, да и со всем миром – не делают чести столь древнему и важному государству мира.
Акпер Гасанов