Юрий Помпеев: «Ходжалинская расправа была не первой акцией устрашения мирного населения Азербайджана»
Интервью 1news.az с профессором Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, доктором культурологии, членом Союза писателей России Юрием Помпеевым.
- Господин Помпеев, вы достаточно хорошо знакомы с историей армяно-азербайджанского конфликта. Буквально на днях исполнилось 20 лет со дня трагических событий в Ходжалы. Как вы считаете, можно ли считать 26 февраля 1992 года «точкой невозврата» в конфликте и какое влияние оказал этот геноцид по отношению к азербайджанскому народу на последующее развитие армяно-азербайджанских отношений?
- Начну по порядку. Ходжалинская расправа была не первой акцией устрашения мирного населения Азербайджана: достаточно вспомнить Черный Январь 1990 года, когда после ввода бронетанковой техники в многонациональном Баку, превращенном в кипящий котел изгнанными из Армении беженцами, на Аллее шехидов было захоронено 170 погибших бакинцев, около 400 человек ранено. Армия использовала самые современные боевые средства. По людям стреляли из танков, минометов, гранатометов, автоматов. Акции устрашения предшествовала мобилизация резервистов в южных областях России с заметной там армянской диаспорой. Впрочем, где она не заметна: своей ветвистостью, влиянием, активностью и всеядностью эта диаспора превосходит сицилийскую мафию.
Теперь о ходжалинской трагедии, перед которой меркнут кошмары средневековья. Ходжалы - древнее азербайджанское поселение, центр Кедабекской культуры в Южном Закавказье. И вот именно в этом сакральном для древнего народа месте армянские боевики вели себя так, словно на азартной охоте. Страшной смерти были преданы и турки-месхетинцы, беженцы из Ферганской долины, - те несчастные, которые, миновав все круги ада, казалось бы, нашли приют на земле Азербайджана. Их вина заключалась только в одном: они были тюрками. Изувеченные трупы самосвалами свозили к мечети в Агдам. Казалось, что они были перепаханы гусеницами танков и бронемашин. Последний миг этих беззащитных людей (а они среди ночи не могли поднять на врага даже палки) был поистине страшным. Они умерли в муках, с которыми могли, быть может, сравниться страдания распятого Иисуса Христа.
Является ли эта драма «точкой невозврата» в необъявленной войне Армении против Азербайджана? Самый страшный итог трагедии Ходжалы заключается в другом: никто из виновных в уничтожении этого города и его жителей так и не привлечен к ответственности.
- Говоря о тех событиях, Серж Саргсян признал, что являлся одним из зачинщиков геноцида и даже подтвердил его намеренный характер. Насколько, по-вашему, высока вероятность того, что в перспективе ему придется ответить за эти деяния перед международным трибуналом?
- Придется ли отвечать за содеянное, в частности, Сержу Саргсяну? Тот Божий суд, который неминуем, уже накрыл его своим помелом. Судьба нынешней Армении - тому свидетельство, и, безусловно, презрительное отношение граждан к своему президенту.
- Армяне всячески пытаются свалить всю ответственность «с больной головы на здоровую». И это, даже несмотря на неоспоримые доказательства международных правозащитных организаций, проводивших исследования прямо на месте событий, несмотря на многочисленные признания организаторов того геноцида (в том числе и упоминавшиеся выше слова Саргсяна, сказанные в интервью Томасу де Ваалу). Как вы прокомментируете подобные действия армян?
- Характерно, что в недавнем списке военных преступников в связи с геноцидом в Ходжалы фамилия Сержа Саргсяна отсутствует, хотя в опубликованном международным журналом IRS («Наследие») еще в 2008 году подобномсписке фамилия С.Саргсяна присутствовала. И дело не в его откровенно людоедском интервью Томасу де Ваалу. Он планировал эту нацистскую чистку, возглавляя армию «самообороны» Карабаха и будучи тогда зам. министра обороны Армении. В любом случае, нынешний президент Армении должен попасть в категорию хотя бы т.н. «нерукопожатных» лиц на международном и межгосударственном уровнях.
- Южный Кавказ зачастую сравнивают с Ближним Востоком, а конфликт между Азербайджаном и Арменией с палестино-израильским конфликтом. Насколько обоснованны подобные сравнения? Как, по-вашему, ждет ли армяно-азербайджанский конфликт участь ближневосточного?
- Но на Южном Кавказе, как и в большинстве районов мира, люди перемешаны: чересполосица, как говорили географы Карабаха. Невозможно провести между ними линии, тем паче, заградительные. Рано или поздно предстоит создавать общества, где люди смогут жить вместе, взаимно уважая друг друга. Не обязательно любить друг друга, но надо уважать культуру и мораль соседа, права других людей.
Вернуть людское уважение можно только через покаяние палачей. Будем ждать этого, отдавая светлую память погибшим от рук варваров. И помнить о зверствах и унижениях народа не только в дни печальных годовщин, а постоянно - наращивая информационное поле правдой и патриотизмом. Для такой работы пригодны образованные и национально мыслящие люди, помнящие, что на их поле работали Низами Гянджеви, Натаван, Сабир, Самед Вургун, Бахтияр Вахабзаде, Муслим Магомаев. Тогда статус лидера за Азербайджаном останется на века, и не только в поставках газа и нефти. Тогда ввести в заблуждение любую общественность будет не так-то легко самому злейшему из противников.
- Не секрет, что еще одной наиболее актуальной проблемой нашего региона является «Иранский вопрос». Иран является «окном» Армении в мир. Как, на ваш взгляд, скажется на Армении эскалация иранского вопроса? Какие последствия могут иметь для Южного Кавказа негативные развития в этом вопросе?
- Конечно, агрессор всегда будет скрывать свои преступления как первородный грех. И клика Саргсяна усердствует в этом направлении в течение 20-ти лет. Но идеологи стареют, как тот же Зорий Балаян, а народ разочарован и безмолвствует. Но судьба Армении - только в руках нынешнего населения. Они должны сменить нынешнюю клику из Карабаха, и только тогда в судьбе Южного Кавказа наступят радужные перемены. И только тогда Иран не станет играть на вражде и ненависти.
- Что вы можете посоветовать азербайджанскому народу, чтобы подобные Ходжалинскому геноциду трагедии не повторились?
- Закончу письмом-обращением одной из моих читательниц: «Совесть моя, Карабах! В руинах лежат разоренные и уничтоженные села и города твои, мой несчастный солнечный край. Пепел Ходжалы стучит в мое сердце и взывает к отмщению. Обращаюсь к каждому, в ком понятия чести и достоинства еще не умерли. Загляните в Ваши души и спросите себя: «Что сегодня лично я сделал для того, чтобы иметь моральное право называться Патриотом своей Республики?».
Поторопитесь. Ради детей ваших, ради того крохотного расстрелянного в упор шехида-ходжалинца, которого добитая прикладом мать так и не выпустила из своих объятий».
1news.az