Отношение ЕС к конфликтам на Южном Кавказе в современный период: двойные стандарты в действии
Как известно, накануне и после распада Советского Союза Южный Кавказ превратился в одну из острых конфликтогенных зон планеты, связанную, прежде всего, с межэтническими и межгосударственными конфликтами, в которые оказались вовлечены все три государства региона – Азербайджан, Грузия и Армения.
Причем Армения выступила в качестве агрессора по отношению к Азербайджану и, опираясь на поддержку внешних сил, оккупировала 20% территории Азербайджана, провела этнические чистки как в самой Армении, где на своих исторических землях испокон веков проживали азербайджанцы, так и в оккупированных пяти районах Азербайджана, жертвами которых стали около миллиона азербайджанских беженцев. В свою очередь проявления сепаратизма в Грузии в лице Абхазии и Южной Осетии привели к известным августовским событиям 2008 года и отторжению этих территорий от Грузии.
Касаясь позиций великих и региональных держав относительно конфликтов на Южном Кавказе, опыт последних двух десятков лет показывает, что ни одна их них, будь то США или ведущие страны Европейского Союза, и, прежде всего, Франция, а также Россия, не были в полной мере заинтересованы в урегулировании этих конфликтов.
Преследуя свои геополитические и геоэкономические цели в регионе, а также стремясь не допустить доминирования какой-либо из конкурирующих сторон на Южном Кавказе, США и Россия были заинтересованы в поддержании в «подвешенном» состоянии всех трех южно-кавказских стран, активно разыгрывая «этнополитические карты в этом чрезвычайно сложном в этническом отношении регионе.
Этим и объясняется неэффективность деятельности сопредседателей Минской группы ОБСЕ, их стремление поставить на одну доску агрессора и его жертву, фактически превратив трагедию в трагикомедию.
При этом практически открыто попираются международные документы, в том числе и принятые ООН и признанные и Европейским Союзом, которые направлены на урегулирование этих конфликтов на основе принципа территориальной целостности Азербайджана и Грузии.
Следует отметить тот факт, что Европейский Союз еще в 1990-е годы стал одним из главных геополитических игроков на Южном Кавказе. Однако в отличие от США ЕС в своей кавказской политике делает акцент на социально-экономическую, а не военно-политическую сферу. Другим приоритетным направлением ЕС является обеспечение стабильности в регионе, а также уважение и соблюдение европейских стандартов в области прав человека и демократических свобод.
В целом же проводимая Брюсселем политика в настоящее время способствует сохранению сложившегося статус-кво и ситуации вокруг региональных конфликтов, вне зависимости от их конфигурации.
Это со всей наглядностью наблюдается и в процессе урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Учитывая, что Азербайджан является одним из важнейших поставщиков энергоресурсов Каспийского региона в Европу, данная позиция европейских политиков по отношению к нагорно-карабахскому конфликту, жертвами которого стали сотни тысяч мирных азербайджанцев, является, по меньшей мере, странной, а по сути антигуманной.
В то же время Европейский Союз фарисейски заявляет, что страны Южного Кавказа могут вступить в границы Европейского Союза вместе после устранения внутренних конфликтов, территориальных притязаний и этнического сепаратизма, установления между собой добрососедских связей.
В то же время именно заключение известного соглашения между Парижем и Москвой в августовские дни 2008 года и привело, в конце концов, к фактической потере Грузией Абхазии и Южной Осетии.
Двойные стандарты, применяемые Европейским Союзом по отношению к конфликтам на Южном Кавказе, нашли свое еще одно подтверждение в принятом 27 февраля 2012 года Советом Евросоюза специальном документе по развитию связей между ЕС и тремя странами Южного Кавказа, в котором подчеркивалось нарушение принципа территориальной целостности только в отношении Грузии, и в то же время даже не упоминались обязательства Армении о выполнении четырех резолюций Совета Безопасности ООН с требованием вывода армянских вооруженных сил с оккупированных азербайджанских территорий.
Выполняя обязательства по оказанию помощи в деле улучшения условий жизни вынужденных переселенцев в Грузии, Совет ЕС не уделил внимания азербайджанским беженцам и вынужденным переселенцам, их праву на возвращение в свои дома, соблюдая тем самым нормы международного права. Помимо этого, в этом документе фактически зарезервировано право осуществлять визиты, причем без ограничений, представителей ЕС в Нагорный Карабах и прилегающие районы.
Тогда как любой визит в оккупированные Арменией Нагорный Карабах и прилегающие районы Азербайджана может быть совершен только при переходе линии соприкосновения с территории Азербайджана.
Двойные стандарты, проявляемые одной из ведущих стран Европейского Союза – Францией по отношению к Турции, со всей наглядностью были продемонстрированы в последние месяцы. Принятие Сенатом Франции одиозного законопроекта о криминализации отрицания так называемого «геноцида» армян, который якобы имел место в 1915 году, породил серьёзные сомнения в беспристрастности этой страны и в вопросе справедливого разрешения армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, и её сопредседательства в Минской группе ОБСЕ.
Однако разум все же возобладал над конъюнктурными поползновениями антидемократически настроенной части французских парламентариев, что было наглядно продемонстрировано отклонением столь скандального законопроекта Конституционным Советом Франции.
Попытки же Турции решить свои проблемы с Арменией также и путем достижения параллельных компромиссных вариантов разрешения нагорно-карабахского конфликта на основе Мадридских принципов, включающих в себя также возврат пяти оккупированных районов Азербайджану, из-за упертой позиции армянской стороны, опирающейся на поддержку покровителей, не дают пока своего результата.
Между тем Азербайджан, будучи региональным лидером Южного Кавказа и обладая значительными запасами нефти и газа, имеет большое геополитическое и геоэкономическое значение для объединенной Европы.
Активно участвуя в различных антитеррористических операциях, проводимых соответствующими международными структурами, Азербайджан вносит свой достаточно весомый вклад в дело обеспечения общеевропейской безопасности.
И это дает основание Азербайджану надеться на то, что политика Европейского Союза по отношению к нагорно-карабахскому конфликту и другим подобным конфликтам на Южном Кавказе очистится от двойных стандартов и будет проводиться в рамках международного права.
Камал Адыгезалов