Ната Османлы. Можно ли связать fashion с национальным колоритом? - ФОТО
Пару недель назад в фешн-блоге Girl-next-door на Фейсбуке, который я веду вместе с Мелек Мирзоевой и Дианой Рахмановой, была запущена первая стилистическая фотосессия по мотивам любимого с детства произведения Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Наша цель заключалась в том, чтобы показать – сегодня легко можно создать абсолютно любой образ из любой эпохи и культуры, не покупая традиционно народные или исторические костюмы, а также какие-либо аксессуары и элементы в дополнение к ним.
Серьезно, мода сегодня настолько многолика и многогранна, что в ней можно найти элементы и тенденции практически всех эпох и направлений, стилизацию можно «состряпать» самим из того, что найдется в вашем же гардеробе, стоит лишь правильно перемешать ингредиенты. Не считая пары аксессуаров и одной вышиванки, все, представленное в проекте «Вечера на хуторе близ Диканьки», общедоступные вещи, найденные в своем или родительском шкафу. Идея понравилась почтенной публике, было множество перепостов на Фейсбуке и положительных отзывов. Само собой, представленные в проекте наряды ни в пир, ни в мир, ни в добрые люди, если не желаешь прослыть сумасшедшей, не наденешь. Это я так, для справки, мало ли...
Вообще, я люблю стилизации – будь то игра в эпоху, или этнос. Вот просматриваю коллекции российских дизайнеров - Дениса Симачева и Ульяны Сергеенко - и получаю невозможное удовольствие от сложносочиненных нарядов. Если у Симачева - это просто игра с национальной тематикой, то у Сергеенко – смесь ретро и этно-колорита.
И мне, надо сказать, всегда нравились наши национальные костюмы. В детстве я часто листала тонкую брошюру с иллюстрациями Гагарина, любовалась и мысленно примеряла на себя.
Я и в последнюю повесть, «Фудзияма с клюшками», вплела келагаи, как тонкую ниточку, код (почти генетический), удержавший героиню в реальности.
Вот, значит, – интересная штука получается. Когда мы хотим добавить фольклора в свой наряд, мы обращаемся к каким угодно узнаваемым национальным образам – и к украинским, если надеваем вышиванки, и к русским, с удовольствием повязывая на шею или голову павлопосадский платок, и к американским, делая акцент на ковбойский стиль, и к шотландским, китайским, индийским, персидским, и даже африканским... Но почти никогда к своим азербайджанским. Абсолютный максимум – келагаи. Его еще изредка можно встретить в качестве шали или шарфа.
И тут я вспомнила, что у моей свекрови, большой придумщицы и любительницы старинных украшений, есть подруга Сабира ханум. Сабира Дуньямалиева - доктор искусствоведения, кандидат математических наук, член союза художников, художник-модельер. Личность колоритная и очень интересная. Сабира ханум написала докторскую о национальных костюмах в 1995 году, буквально по миниатюрам воссоздала забытые костюмы наших предков. Ее работы были представлены на всемирных выставках, а также на презентациях в университетах США, Канады и Великобритании.
Поехали мы в гости к Сабире ханум в ее новый дом в послелке Зых – я, моя свекровь и Сабина Садыгова, которая позже приняла участие в фотопроекте. Но то позже, не будем забегать вперед. В общем, приехали, отобедали (само собой, нас усадили за стол и сытно накормили) и отправились любоваться костюмами.
Вы же математик, говорю я Сабире ханум, что это вдруг Вы костюмами занялись? А я, отвечает она, по первому профобразованию художник-модельер, всегда интересовалась, искала литературу на эту тему, но нигде не находила, вот и написала книгу сама.
В общем, по-нашему. Если чего-то нет, это приходится делать самой.
Сабира ханум ничуть не удивилась, когда я поведала ей о своих планах – «замутить» фото-проект об использовании элементов национальных костюмов в повседневной жизни. Оказывается, они с моей свекровью еще лет эдак двадцать тому назад так экспериментировали.
Недолго думая, мы с Сабиной отобрали следующие вещи: бакинскую бахари XIX века, карабахскую кюрдю того же периода, шекинскую лаббаду, борчалинский архалыг и борчалинский катубу XIX века, габалинскую нимтану XVII века, розовые шаровары, золотистую шелковую рубаху и синюю юбку-туман, что были распространены в позапрошлом веке на всей территории Азербайджана.
Также мы прихватили несколько келегаи и пару расшитых арахчынов.
На следующий день я списалась с Мелек и Дианой, Чинар Балаевой, Нураной Алиевой и Сабиной Мирзоевой, и фотографом Натой Мустафаевой. Девочки согласились принять участие в проекте.
Оставалось придумать, с чем это все сочетать. Мы практически не оговаривали ансамбли заранее, просто обозначили список необходимых вещей – подчеркнуто трендовых и современных. Сказать, что в процессе фотосъемки мы были изумлены и обрадованы, не сказать ничего. В самом деле, оказалось, что великолепные узоры, орнамент и вышивки на наших национальных костюмах, «ювелирные оттенки» тканей, такие популярные в этом году на подиумах, удивительным образом сочетались с джинсами, кожей, яркими колготами, футболками и корсетами. Я не преувеличу, если признаюсь, что нам было жалко расставаться с вещами, более того, мы всерьез загорелись заказать себе такие же.
Хотелось бы, честно, очень хотелось бы ввести моду на использование национального колорита.
Это на самом деле, красиво!
Ната Османлы
Писатель, блогер
Фотограф - Натаван Мустафаева
На Сабине Мирзоевой габалинская нимтана, такие носили в 17 в.
На Нуране Алиевой, бакинская бахари, в таких бакинки щеголяли в 19 в.
На Сабине Садыговой шекинская лаббада, относится к 19 в.
На Нателле Османлы юбка туман, их носили по всей территории Азербайджана в 19 в.
На Сабине Садыговой борчалинский архалыг, 19 в.
На Мелек Мирзоевой карабахский кюрдю, относится также к 19 в.
На Нуране Алиевой шелковые шаровары, были распространены по всему Азербайджану в 19 в.
На Мелек Мирзоевой борчалинская катубу, датирована тоже 19 в.
На Чинар Балаевой шелковая нижняя рубаха, распространена по всем регионам, 19 в.