Домашние тираны. Как наказать насильника?
Самедовы жили по-соседству с нами. Чуть ли не ежедневно из их квартиры раздавались крики и брань. Отец Айнур держал всю семью в постоянном страхе. Несколько раз мы прятали ее мать и саму девочку, скрывая их от беспощадного гнева отца…
С тех пор прошло уже несколько десятилетий. Решив осветить тему бытового насилия, я попросила Айнур о встрече.
«Сколько себя помню, в нашей семье происходили скандалы и драки. Отец бил мать без особых поводов: забыла выключить свет, задала непонравившийся ему вопрос, не подала вовремя ужин.
Несколько раз мама уходила из дома. Но сколько можно прожить, прячась у случайных знакомых, без средств к существованию и какой-либо поддержки со стороны родственников? К сожалению, за нее некому было заступиться. И каждый раз отец находил способ вернуть ее домой», - делится своими воспоминаниями Айнур.
За них было некому заступиться
Раза три мать Айнур обращалась за помощью в правоохранительные органы, но все эти попытки обернулись еще большими проблемами для нее самой.
«Работники полиции не принимали всерьез этих обращений. Они почему-то были уверены, что побои со стороны мужа – естественное явление. Каждый раз, когда приезжала полиция, отец выходил, беседовал о чем-то с представителями правоохранительных органов, после чего они уезжали, так ничего и не предприняв. После этих разговоров отец грозился убить мать. Мы все ужасно его боялись», - рассказывает Айнур.
В семье Самедовых трое детей. У Айнур есть брат и младшая сестра. Отец превратил в ад жизнь каждого из них.
«Он жестоко наказывал нас за малейшие проступки, не говоря уже о постоянной брани и словесных унижениях. Однажды, нам с братом было тогда по 5-6 лет, родители ушли в гости, строго наказав нам не открывать дверь посторонним. В гости к нам пришел Руфат, соседский мальчик, и, разумеется, мы впустили его. Придя домой, отец рассвирепел, увидев это. Накалил на газовой плите нож и стал прижигать нам руки», - рассказывает девушка.
Побег из семейного ада
В то время, когда каждый из нас, ровесников Айнур, мечтал об игрушках и сладостях, она, десятилетняя девочка, грезила обзавестись собственной квартирой.
«Я мечтала сбежать из этого ада и перестать зависеть от отца. В те разы, когда мы с мамой сбегали от него, я успела понять – нужно иметь собственную крышу над головой. Были времена, когда, не зная, куда пойти, мы были вынуждены часами мерзнуть на улице. И тогда я решила: что бы ни случилось, я соберу деньги и куплю себе хоть какую-нибудь квартиру», - говорит она.
Айнур окончила университет с красным дипломом, ей удалось устроиться на работу с приличным окладом. Отказывая себе во всем в течение 10 с лишним лет, она умудрилась скопить на однокомнатную квартиру, куда переехала, забрав с собой младшую сестру. Свободы пришлось добиваться скандалами и угрозами, предварительно проконсультировавшись с юристами Женского кризисного центра.
«Даже живя отдельно, мы со страхом ожидали тревожных звонков оттуда, из дома. И однажды мама позвонила в слезах – он опять поднял на нее руку. Я поймала такси, чтобы поехать туда, а по дороге позвонила в полицию.
Несмотря на то, что с их сотрудниками проводили тренинги по семейному насилию, диспетчер долго не могла понять, что я имею в виду. Она все переспрашивала: «Изнасилование? Кого изнасиловали?».
Мне пришлось накричать на нее и потребовать, чтобы по нашему домашнему адресу срочно отправили машину. К счастью, все обошлось, мама успела убежать к соседям, а отец – снова договорился с сотрудниками правоохранительных органов», - рассказывает Айнур.
По ее словам, бытовое насилие является одной из важнейших проблем в Азербайджане.
«В этой области необходимо вести огромную работу. И решать эту проблему необходимо как на законодательном уровне, так и воздействуя на общественное сознание людей», - считает Айнур Самедова.
Главное, не выносить «сор из избы»
Проблема бытового насилия актуальна во всем мире. По результатам исследований, проводимых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), насилию в семье в той или иной форме подвергается каждая шестая женщина.
По словам директора Женского кризисного центра Метанет Азизовой, бытовое насилие является самым частым поводом обращения в их центр.
«Причина кроется в том, что многие азербайджанские мужчины почему-то считают, что имеют право распоряжаться жизнью своих жен. К примеру, запрет устраиваться на работу в нашем обществе почему-то насилием не считается. И никто не задумывается о том, что это является нарушением прав человека, а женщина, оказавшаяся без собственных средств к существованию, находится в полной экономической зависимости от своего мужа.
Многие женщины страдают из-за того, что мужья запрещает им общаться с кем-либо, включая ближайших родственников, я уже не говорю об оскорблениях и побоях, которые являются вопиющими фактами бытового насилия», - говорит М.Азизова.
По ее словам, доподлинно оценить масштабы бытового насилия в нашей стране невозможно, так как в правоохранительные органы жертвы обращаются в единичных случаях.
«Огромную роль в этом играет отношение наших граждан к жертвам семейного насилия. Как правило, женщины стараются до последнего «не выносить сор из избы», чтобы не нарваться на общественное порицание», - констатирует М.Азизова.
По ее мнению, еще одной животрепещущей проблемой является отношение представителей правоохранительных органов к подобным случаям.
«К сожалению, в большинстве случаев на подобные обращения в полиции смотрят «сквозь пальцы». Семейные ссоры воспринимаются сотрудниками правоохранительных органов, как нечто само собой разумеющееся. И никто не предпринимает существенных попыток разобраться в происходящем», - считает М.Азизова.
Защитить семью
Разумеется, преступления, совершенные на бытовой почве, карались уголовным и административным правом и раньше. Несмотря на это, большинство случаев домашнего насилия так и остались безнаказанными.
22 июня 2010 года в Азербайджане был, наконец, принят «Закон о борьбе с бытовым насилием», призванный обеспечить защиту не только жертв насилия, но и людей, находящихся под этим риском. Основной задачей законодательства в данной сфере является обеспечение защиты прав человека, борьба с дискриминацией, защита всех членов семьи, в той или иной форме подвергающихся насилию.
28 февраля 2012 года правительство Азербайджана утвердило «Правила рассмотрения заявлений граждан о бытовом насилии без признаков состава преступления».
Отныне, если в заявлениях граждан о семейном насилии не будет содержаться признаков состава преступления, они будут рассматриваться органами исполнительной власти по месту проживания пострадавшего лица.
Случаи бытового насилия будут расследоваться не только на основании заявления пострадавшего или членов его семьи, но и в случаях, когда о фактах насилия заявляют другие физические, либо юридические лица.
Все заявления должны быть рассмотрены в обязательном порядке. По каждому подобному факту будет проведено предварительное расследование. Решение по данному вопросу должно быть вынесено в течение пяти дней. В случае выявления факта бытового насилия соответствующие органы должны обеспечить безопасные условия проживания для пострадавшего, а также определить будущие действия для недопущения подобных случаев в будущем.
В случае если одним из пострадавших является ребенок, либо человек с ограниченными физическими или умственными возможностями, в слушаниях по данному делу должен принять участие психолог или педагог.
В зависимости от результатов рассмотрения дела орган государственной власти может принять следующие меры: разъяснить лицу, совершившему бытовое насилие, его уголовную и административную ответственность, вынести предупреждение о недопущении повторных случаев подобных действий, выдать пострадавшему кратковременный ордер на защиту, обратиться в суд по поводу лишения или ограничения родительских прав.
В течение 24 часов после принятия заявления лицу, совершившему бытовое насилие, делается предупреждение, а пострадавшему выдается ордер на кратковременную защиту до 30 дней.
Все сведения о совершении бытового насилия и о личной и семейной жизни пострадавшего считаются конфиденциальными.
Кроме того, будет создан банк данных по бытовому насилию, где будет собрана вся информация обо всех подобных фактах, лицах, обратившихся в госорганы в этой связи, результатах расследования и лицах привлеченных к ответственности в связи с домашним насилием.
Банк будет собирать Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей, а информацию о фактах бытового насилия в базу данных будут предоставлять госорганы и центры по оказанию помощи жертвам подобных преступлений.
С точки зрения практического внедрения законопроекта это довольно ощутимые шаги. Разумеется, данную проблему не удастся решить в одночасье. Именно поэтому к проблеме бытового насилия необходимо привлекать как можно больше внимания.
«Среди ночи я услышала пронзительный женский крик. Голос молил о помощи. Я выбежала на улицу прямо в пижаме, увидела, что на одном из балконов соседнего дома мужчина бьет женщину по лицу. К счастью, я успела взять с собой мобильный телефон, и недолго думая, стала набирать номер полиции.
Выбежавшие на тот же крик парни, живущие по соседству, стали меня отговаривать: не надо никуда звонить, это супружеская пара, внутрисемейные разборки. Разумеется, я не послушала их, и вызвала представителей правоохранительных органов. Мне нужно было, чтобы мужчина, избивающий свою жену, побоялся повторить это в дальнейшем.
Я слишком хорошо знаю, что такое семейное насилие, чтобы оставаться равнодушной в таких ситуациях», - рассказала мне подруга детства Айнур Самедова…
Лейла Лейсан