Хайретдин Туран: «Турция не допустит военного вмешательства в Иран»
Эксклюзивное интервью 1news.az с редактором отдела международных новостей газеты Turkiye Хайретдином Тураном.
- Как Вы оцениваете нынешний уровень азербайджано-турецких отношений?
- Азербайджано-турецкие отношения находятся на самом высоком уровне. Я бы сказал, что сейчас наши отношения даже крепче, чем 10 лет назад. Между нашими странами существуют прекрасные отношения во всех сферах.
Я часто езжу в зарубежные командировки с главой турецкого МИД Ахметом Давутоглу, и как-то в приватной беседе он мне сказал, что ни с одной страной ему не работалось так комфортно, как с Азербайджаном.
Турция и Азербайджан, даже при возникновении каких-то проблем, умеют быстро решить их. Мы уже вышли на такой уровень отношений, что можем ими гордиться. Правда, остается еще решить визовый вопрос, но думаю, что и он в ближайшее время найдет свое решение.
- После подписания Цюрихских протоколов о нормализации армяно-турецких связей, отношения между Турцией и Азербайджаном претерпели определенный кризис. Как Вы думаете, удалось ли его преодолеть?
- Да, подписание Цюрихских протоколов стало неприятным моментом в истории взаимоотношений между нашими странами. Славу Аллаху, благодаря мудрости наших лидеров - президентов Абдуллы Гюля, Ильхама Алиева и премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, нашим странам удалось этот кризис преодолеть. Да и альтернативы этому, когда речь идет о двух братских странах, быть не может. Даже в семье, бывает, в какой-то момент возникает недопонимание между братьями, сестрами, но эти проблемы быстро решаются.
Как говорил Великий лидер Гейдар Алиев, мы - «единая нация - два государства», и этим все сказано. Ни одна страна не может вбить клин между нами. Нас связывают кровные узы, а они сильнее всех остальных интересов. Ни один здравомыслящий турецкий политик не пожертвует интересами Азербайджана, - я вас в этом уверяю.
Даже при подписании Цюрихских протоколов Турция не просто так соглашалась на открытие своих границ с Арменией. Я был участником церемонии подписания, -А.Давутоглу на встречах и с Клинтон, и с Лавровым неоднократно заявлял, что Турция подписывается под этим документом только при условии немедленного освобождения армянами оккупированных территорий Азербайджана. В свою очередь, и Клинтон, и Лавров обещали, что их страны сделают все возможное для решения этой проблемы.
Однако после подписания протоколов Армения заняла неконструктивную позицию и отказалась от первоначальных договоренностей. Поэтому это вызвало недопонимание у Азербайджана. Но я считаю, что здесь есть и определенная вина Турции, которая недостаточно информировала Баку о ходе этих переговоров. Хорошо, что нам удалось решить эти проблемы и вернуть наши отношения в нормальное русло.
- Но согласитесь, Армения - несамостоятельная страна и не в силах свободно принимать решения. Не будет ли лучше в таком случае вести переговоры непосредственно с ее покровителями?
- Согласен. Армения не в состоянии принимать самостоятельные решения, и это основная проблема региона. Турция всегда выступала против внешнего вмешательства в дела нашего региона, но, к сожалению, вся политика Армении направлена на поиск покровителей извне.
Поэтому политика Еревана отвечает не собственным интересам Армении, а обслуживает интересы ее покровителей. И Турции, и Азербайджану следует принимать решения, исходя из реалий.
Поэтому мы должны вести переговоры и с Россией, и с Европой, и с США, которые имеют свои интересы в этом регионе.
- Как Вы считаете, может ли Турция повлиять на позицию России в карабахском вопросе?
- Россия - великая страна и Турция придает большое значение отношениям с ней. Товарооборот между странами уже достиг $40 млрд. и мы ставим целью довести его до $100 млрд. Кроме того, ежегодно Турцию посещают более 3-х миллионов российских туристов. Наши позиции по многим вопросам международной жизни совпадают. Поэтому, думаю, со временем у нас появится возможность повлиять на Россию.
Нагорно-карабахская проблема очень сложная, она препятствует региональной политике Турции, так что скорейшее ее решение и в наших интересах тоже. Я считаю, что в ближайшее время Турция проведет серьезные переговоры с Россией в направлении решения нагорно-карабахской проблемы.
Но думаю, что нам не следует забывать и о роли США и Европы в этом конфликте.
Анкара использует все возможности для скорейшего разрешения конфликта в целях восстановления мира и стабильности в регионе.
- Почему, на Ваш взгляд, тюркоязычные страны проявляют безразличие ко многим проблемам тюркского мира?
- Национальное самосознание в Азербайджане всегда было выше, чем в остальных тюркоязычных странах. При всем желании Сталину не удалось русифицировать Азербайджан и «внести коррективы» в историческую память народа. Азербайджанцы еще в советское время не забывали о своем происхождении, о тюркских корнях, близости с Турцией. Что касается стран Центральной Азии, то Россия применила все методы для русификации этих народов.
Если для простого азербайджанца слушать турецкую музыку, смотреть турецкие фильмы - в порядке вещей, то для казаха, киргиза, башкира – не совсем. Но постепенно национальное самосознание возвращается и к ним, и с развитием этого процесса мы станем свидетелями их активности при решении общетюркских проблем. Нам придется много работать в этом направлении, и думаю, помощь Азербайджана в этом неоценима. Азербайджан продолжительное время жил с этими странами в составе единого государства, знает ментальные особенности этих народов, и совместная организация нужной работы, думаю, позволит нам добиться больших результатов.
- Как будет развиваться ситуация вокруг ядерной программы Ирана?
- Это тоже одна из сложных проблем нашего региона. Иранский кризис может вызвать непредсказуемые последствия для нашего региона, поэтому Турция делает все возможное для решения этого вопроса.
Турция никогда не допустит военного вмешательства в Иран. Мне до сих пор неясно, каким образом Израиль может осуществить военное вмешательство в Иран. Турция никогда не позволит бомбить Иран со своей территории. Учитывая отсутствие общей границы между Израилем и Ираном, ему придется осуществить свои планы с территорий Турции, Ирака или Азербайджана. Но эти страны никогда не допустят осуществления Израилем подобных планов.
Поэтому военная операция против Ирана кажется мне маловероятной. Но если США все же решатся на эту операцию, - это взорвет ситуацию в регионе. Поэтому мы будем делать все возможное для недопущения этого. Турция будет вести переговоры и с Западом, и с Ираном с тем, чтобы остановить этот кризис.
- А как, по вашему мнению, решится сирийский кризис?
- Режим Асада изжил себя и более недееспособен. Его дни сочтены. Асад должен понять, что сохраняя свой режим, он еще более усугубляет положение свое и своей страны. Чем быстрее он это осознает, тем лучше будет для него.
Турция с самого начала сирийского кризиса призывала Асада к проведению реформ, но он на это не пошел и дал ход репрессиям. Пойди он тогда на реформы, не была бы создана Свободная сирийская армия, не взялась бы оппозиция за оружие, и процессы пошли бы в нормальном русле. Но он на это не пошел...
З.Р., Ф.Б.