Кенан Гулузаде: Кому же подыграл Рустам Ибрагимбеков?
Начало года в Азербайджане выдалось довольно шумным. На несанкционированные акции в центре Баку стала выходить оппозиционно настроенная молодежь, сверкнули события в Исмаиллы, появилось дело о «коктейлях Молотова», возникли серьезные проблемы с NDI (Национальный демократический институт, США)…
Все это попадало в информационные ленты ведущих мировых СМИ, отражалось в отчетах международных организаций («правильных» и «неправильных»), обсуждалось в обществе, вызывало ажиотаж. А потом все чуть ли не вмиг сгинуло.
С легкой руки Рустама Ибрагимбекова на Площади Фонтанов, в информационных лентах установилась тишь да гладь. Оппозиция ушла в кабинеты, строго наказав даже радикально настроенным своим сторонникам задуматься над философией единения.
Время – не только деньги, время – вообще очень ценный ресурс. Но вместо того, чтобы им воспользоваться, оппозиция стала его растрачивать, словно разбогатевший мещанин, впервые попавший в парижское казино. Вплоть до конца мая продолжались долгие роды этого единения, пока с тяжелыми потугами не было объявлено о создании указанного «Национального совета демократических сил» - организации, вобравшей в себя ну уж чересчур разношерстную компанию.
Председателем НСДС, а также «единым кандидатом» от этой структуры был избран все тот же Рустам Ибрагимбеков – человек-загадка, «темная лошадка» для рядового избирателя, не находящийся в стране и так в нее и не вернувшийся, некий «спаситель из-за границы».
Почему ведущие оппозиционные силы остановили свой выбор на нем? Одни говорили, что без компромиссной фигуры объединение вообще не было возможным. Другие - оппозиционному электорату требуется «новое лицо». Третьи – он имеет поддержку и Запада, и Севера. Четвертые – через него оппозиция нашла дополнительный допуск к финансам. Пятые…
Но ведь надо было задуматься над одним простым вопросом: а насколько хорошо оппозиция знала Рустама Ибрагимбекова, чтобы довериться ему, как девица на первом свиданье?
Резина тянулась дальше. Оказалось, что у Ибрагимбекова есть «небольшой изъян» – он гражданин не только Азербайджана, но и России, а с таким приданым в президенты не пойдешь. Требовался отказ от российского гражданства, ну и удовлетворение властями России желания Ибрагимбекова об отказе.
Гадальная ромашка первая – освободит Кремль Ибрагимбекова от гражданства или нет? Это потом, уже ближе к концу августа станет известно, что Ибрагимбеков полтора месяца вообще не обращался к российским властям, и лишь в середине августа подал прошение… И только ближе к концу августа станет известно, что просьба об отказе от гражданства может быть удовлетворена в начале 2014 года, потому что у Ибрагимбекова про запас была еще и «грин-карта» США…
Гадальная ромашка вторая – приедет Ибрагимбеков в Азербайджан или нет? Если первоначально Ибрагимбеков провозглашал, что обязательно приедет, даже если его арестуют, то потом пошел в отказ – за решетку не захотел. Причем, подчеркну, власти страны не делали ни одного официального заявления по поводу возможного ареста Ибрагимбекова. А он так и не соизволил приехать, чтобы «широкие народные массы», а также «заинтересованное международное сообщество» смогли пощупать собственными пальцами вопрос ареста…
Гадальная ромашка третья – зарегистрируют кандидатуру Ибрагимбекова или нет? Одни оппозиционеры требовали бросить все силы на регистрацию, то есть устроить максимально возможный протест в случае, если ЦИК откажет Ибрагимбекову, или же оказывать давление, чтобы вообще отказа не было.
Другие постоянно намекали на возможность идти на выборы по отдельности, а потом, в самом-самом конце, поддержать того, у кого больше шансов (праймеризм, кстати, никто не проводил, так что определить самого «фартового» не представляется возможным). Третьи придумали вариант с «запасным Ибрагимбековым», то есть с дополнительной «компромиссной фигурой». На данный момент нет ничего из перечисленного…
Можно присовокупить еще моменты из «Сказки о потерянном времени», но не суть важно. Главное подчеркнуть то, что получилось в итоге.
Оппозиция, вошедшая в НСДС, вплоть до 23 августа не имеет ни одного зарегистрированного кандидата – ни общего, ни частного. Ибрагимбеков вывел ее сторонников на санкционированный митинг со смехотворно малым количеством участников, продемонстрировав мизерную социальную базу оппозиции. Молодежь, так часто мелькающая в фоторепортажах с несанкционированных акций, притихла…
Ну и самое главное: времени у оппозиции не осталось на реализацию чего-либо путного. Она загнана в цейтнот. И в этом виновата она сама, доверившись человеку, которого не знала.
Сейчас многие известные оппозиционеры требуют срочно распустить НСДС, называют ее самой вредной структурой за всю историю деятельности оппозиции, обвиняют своих лидеров в недальновидности, надеются на чудо…
Но, как поется в песне: «Спектакль окончен, гаснет свет, и многоточий больше нет». Я не говорю, что у оппозиции был шанс на победу в выборах, но у нее отняли один из важнейших ресурсов для «хорошей игры» – время. А кто отнял, думаю, они уже сами догадываются.
Если даже «единый кандидат от оппозиционного Национального совета демократических сил Рустам Ибрагимбеков» - не проект властей, то им он как минимум подыграл – желая того или нет.
Кенан Гулузаде,
редактор New Baku Post