Армения-Евросоюз: пересекающиеся противоречия. Часть I - Newtimes.az
![Армения-Евросоюз: пересекающиеся противоречия. Часть I - Newtimes.az](/images/articles/2014/02/11/thumb_20140211033654529.jpg?2021-02-17+09%3A23%3A27)
БАКУ, 11 фев – 1NEWS.AZ
Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «Армения-Евросоюз: пересекающиеся противоречия».
Представляем вниманию читателей данный материал без изменений:
«В последнее время распространяется информация об обострении отношений между Ереваном и Брюсселем. Наряду с этим говорится и о другой тенденции.
В частности, Европа развивает сотрудничество с Арменией в определенных областях. В момент, когда Россия заняла более активные геополитические позиции в регионе, эта сторона вопроса представляет интерес.
Отказ от Евросоюза по-армянски
Противоречия во внешней политике Армении ставят не только ее саму, но и Южный Кавказ в целом перед лицом противоречий. Армения, некоторое время представлявшая себя как страна, избравшая путь интеграции в Европу, в сентябре 2013 года неожиданно заявила о своем выборе Таможенного союза.
Этим возникло множество геополитических вопросов регионального масштаба. В данном шаге официального Еревана эксперты не смогли обнаружить его логику и мотивы поведения.
Интересной была и реакция Евросоюза и Америки на этот шаг. Вначале Брюссель обвинил Ереван, потом пригрозил ему и, наконец, успокоился. Вашингтон ограничился официальным заявлением протеста. А терпеливым молчанием Москва дала понять, что «выиграла эту игру».
В армянском же обществе возникли разногласия. Сторонники ассоциативного членства в Евросоюзе жестко осудили власти страны. Они серьезно раскритиковали официальный Ереван. Главный их аргумент был в том, что Серж Саргсян предал государственные интересы. Но, спокойно отреагировав на происходящее, власти дали понять, что не отступят от своих позиций.
Утверждение 24 декабря 2013 года на заседании Высшего Евразийского Экономического Совета в Москве «дорожной карты» в связи с членством Армении в Таможенном союзе положило конец спорам и колебаниям. После форума президент России заявил: «...мы не будем откладывать этот вопрос (членство Армении в Таможенном Союзе – автор) в долгий ящик».
Армянская же сторона объявила о возможности подписания договора в мае 2014 года. Информируя об этом на пресс-конференции в Ереване, премьер-министр Тигран Саркисян сказал, что для этого создана рабочая группа и что процесс идет ускоренными темпами. Все это официальный Ереван осуществляет на фоне пропаганды дивидендов, которые страна получит от вступления в Таможенный союз.
Например, президент С.Саргсян отметил, что объем воздушных сообщений между Арменией и Россией возрос, достигнув 139 рейсов в неделю. В настоящее время в Армении функционируют 1300 российских компаний. По словам президента Армении, товарооборот между двумя странами превысил 1 млрд 300 миллионов долларов США. Это значит, что Россия – основной торговый партнер Армении.
Регулирование отношений с Евросоюзом на фоне сближения Москвы и Еревана само по себе вызывает интерес, так как европейцы, как правило, подобных колебаний не прощают. Но и на этот раз Брюссель удивил нас «оригинальной объективностью».
Дело в том, что ЕС возобновил свою деятельность в направлении развития отношений с Арменией! В Брюсселе считают, что Россия должна обеспечить безопасность армян. Доминирование в военной сфере Кремля нужно признать.
Под суровым взором Кремля
По информации, распространенной армянскими СМИ, в настоящее время в стране увеличивается контингент российских военных. Дополнительные силы размещаются в Гюмри. Армения фактически превратилась в военный полигон Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Эксперты считают, что главная цель при этом заключается в использовании Россией Армении в качестве базы для проведения более гибкой военной политики в ближневосточном и иранском вопросах. Очевидно, Брюссель смирился с военным усилением России на Южном Кавказе. С другой стороны, ЕС серьезно не сопротивляется и оказанию Москвой финансовой помощи постсоветским странам. О чем все это говорит в геополитическом плане?
По мнению экспертов, европейцы в рамках программы «Восточное партнерство» начали проводить другую политику. Они отказываются жестко наезжать на Россию.
Одновременно они взяли курс и на оказание большей поддержки в процессе создания гражданского общества странам, с которыми хотят иметь добрососедские отношения. Но сказанное наиболее всего проявляется в отношениях с Арменией.
Так, в последнее время между Брюсселем и Ереваном достигнуты определенные соглашения по ряду областей. Достигнута договоренность по таким вопросам, как упрощение визового режима, реадмиссия, оказание поддержки социальным, экономическим и политическим реформам.
Примечательно, что этот процесс не только не ослабевает, но даже в последнее время несколько ускорился. Наряду с этим, ЕС призвал официальный Ереван и к соблюдению прав человека.
Ответственный комиссар ЕС по вопросам расширения Штефан Фюле призвал правительство Армении не запугивать представителей гражданского общества, правозащитников, к объективному расследованию преступлений и т.д.
Эксперты полагают, что за этой лояльностью ЕС по отношению к Армении стоят особые цели. Они считают, что вопрос связан с более осторожной политикой Запада на Южном Кавказе, так как произошедшие события показали, что в обществах не очень сильны прослойки, защищающие Европу.
Они не могут оказывать сопротивление мерам Москвы. При этом там, где среди граждан сильна вера в европейские ценности, протесты против других геополитических сил бывают более устойчивыми.
Это подтвердил украинский опыт. Люди в Киеве оставались на площади даже в самых плохих погодных условиях. Такое положение дел сохраняется и сегодня. Но здесь следует обращать внимание и на другие факторы. В финансовой, военной и политической сферах Евросоюз отдает инициативу России, но усиливает воздействие на сознание людей.
Протесты против официального Еревана главным образом связаны с такими вопросами, как права человека, свобода слова, объективное расследование уголовных дел и т.п. Выходит, что ЕС фактически готовится к дальнейшим отношениям с Арменией.
Реакция государств региона
Следует отметить, что вопрос этим не исчерпывается, так как в Ереване, Тегеране, Анкаре, Баку и Москве к отношениям ЕС с Арменией относятся по-разному. Без учета сказанного невозможно сформировать полное представление об этой теме. Армяне не отступили от своих традиционных амбиций.
Они считают, что в отношениях как с Евросоюзом, так и с Таможенным союзом Армения должна иметь привилегии. Об этом они пишут открыто: «Армения рассчитывает на привилегии как в ЕС, так и в ТС».
Психологические причины избалованной позиции армянских политиков ясны. Они исторически всегда рассчитывали только на внешние силы. Но при рассмотрении вопроса сквозь призму современной национальной государственности становится очевидным, что армянское политическое сознание вступило в очередной трагический этап.
Дело в том, что возложение одним небольшим государством вопроса о своем социально-экономическом, политическом и культурном развитии на одно государство, а вопроса об обеспечении своей безопасности – на другого свидетельствует о его бесперспективности. Ни одно государство в мире не может постоянно гарантировать безопасность другого, потому что сегодня все в мире интенсивно меняется. Если Ереван в надежде на военную мощь России и экономическую мощь Европы пытается занять привилегированное геополитическое положение на Южном Кавказе, то он поступает неразумно.
Это бессмысленно. Влиятельные геополитические силы мира думают, прежде всего, о собственных интересах. Неслучайно в последнее время в анализах экспертов армянской политики стран Запада и России картина представляется по-разному.
В аналитической статье А.Айвазяна «О положении Армении в современном мире» отражены многие аспекты этого момента. Автор считает, что США, Франция и Польша никогда не занимали в отношении Еревана абсолютно объективную позицию. Например, в Америке полностью разгромлена армянская преступная группировка, и официальный Вашингтон не смог до конца договориться с диаспорой.
Якобы армянская диаспора всегда занимала самостоятельную позицию, в связи с чем власти США никогда не будут до конца защищать Армению. Хотя в отношениях с Францией и Польшей наблюдается несколько другая картина, здесь, по сути, сложилась аналогичная ситуация.
Из сказанного А.Айвазян делает вывод о том, что «Европа, как и США, для армян – далеко за горизонтом, а исторические, политико-правовые, географические, экономические ориентиры Армении указывают ей путь к России… Народ помнит, что возникновение и существование армянского государства обусловлено исключительно миссией России на Южном Кавказе».
Разумеется, делать общий и категоричный вывод на основании статьи одного автора было бы неубедительным. Но фактом является то, что подобного рода оценок немало.
Они свидетельствуют о том, что в современной геополитической среде Армения заняла очень противоречивую и колеблющуюся позицию.
Сейчас даже Иран не хочет признавать энергетическую политику России в отношении Армении. Тегеран заявил Еревану, что может продать газ по более низким ценам.
А по мнению экспертов, Москва рассматривает Армению в качестве самого краткого пути в плане возможностей влияния на иранский вопрос. В связи с этой стороной проблемы возникло множество сложностей.
В информации, распространенной турецкой прессой со ссылкой на катарскую газету «Аль-Араб», сообщается, что в Иран стали поступать американские капиталовложения.
Существует мнение о том, что эти перемены нарушат соотношение геополитических сил на Ближнем Востоке в целом. Так, ожидаются перемены в отношениях Америки с такими странами, как Саудовская Аравия, Турция, Египет, Сирия. В этом плане специфическое содержание для западной геополитики может обрести и российский фактор.
Например, может измениться образ Ирана как союзника и т.п. Как должна в этом случае поступить Москва? Она фактически оказалась перед математическим уравнением с множеством неизвестных».
Newtimes.az