Турция в преддверии решающих президентских выборов: немного истории и прогнозы | 1news.az | Новости
Точка зрения

Турция в преддверии решающих президентских выборов: немного истории и прогнозы

12:04 - 30 / 07 / 2014
Турция в преддверии решающих президентских выборов: немного истории и прогнозы

10-го августа 2014 года впервые в истории Турецкой Республики пройдут прямые выборы президента этой страны.  

Через несколько дней граждане Турции придут на избирательные участки для того, чтобы выбрать 12-го президента республики. Впервые в истории главу государства в Турции выберут сроком на 5 лет и в голосовании примет участие весь турецкий народ,  а не только парламентарии.  

История института президентской власти в Турции никогда не представляла собой особого интереса.

Во-первых, Турция является парламентской республикой, где президент выполняет номинальные функции.

Во-вторых, гарантом конституции страны де-факто в прошлом считались Вооруженные силы Турции, и вплоть до конца ХХ века президентов республики выбирали (!) исключительно из числа военных руководителей.    

В силу того, что вот уже несколько лет как в Турции поэтапно проводится широкомасштабная конституционная реформа и страна медленно но уверенно переходит из парламентской формы правления к президентско-парламентской, роль института президентской власти в общественно-политической жизни турецкого государства повышается. Именно поэтому интерес к нынешним выборам у населения Турции, всегда отличающегося своей политической активностью, крайне высок.

Турецкая общественность хорошо понимает, что эти выборы могут стать переломными в истории государства, поставив окончательную точку в процессе преобразования страны.  

История президентов

Так что же из себя представляли предыдущие президенты Турции? Для полноты картины, разумеется, требуется небольшая историческая справка.

Первым президентом Турецкой Республики, провозглашенной 29 октября 1923 года, был герой Войны за независимость 1919-1923 годов, вождь турецкого народа и отец-основатель республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Спасший турецкую государственность великий полководец и политический лидер заложил основу современной, светской Турции и выполнял функции главы государства с момента провозглашения республики вплоть до своей смерти в 1938 году.

Вторым президентом Турции стал самый близкий соратник Ататюрка, заменивший вождя на посту председателя Народно-республиканской партии один из героев Войны за независимость Исмет Иненю, прозванный «национальным шефом».

Главной заслугой этого президента считается его дальновидность и глубокая проникновенность, благодаря чему Турции удалось-таки избежать вступления во Вторую мировую войну и сохранить свой суверенитет. Он правил страной до 1950 года и вернулся в политику только через десять с лишним лет, возглавив правительство после путча 1960 года.

Судьба третьего президента Джелаля Баяра была полна неожиданных поворотов и драматических событий. Будучи ветераном Войны за независимость и одним из главных функционеров НРП, Баяр фактически основал первую в стране оппозиционную партию.

В Турции 1946 год ознаменовал переход к политическому плюрализму. В том году оппозиционная Демократическая партия, основанная Баяром, впервые поучаствовала на парламентских выборах. В 1950 году Демпартия побеждает на выборах и НРП впервые уходит в оппозицию. Джелаль Баяр становится президентом, а правительство возглавляет харизматичный Аднан Мендерес. При них Турция окончательно становится прозападной страной. Анкара отправляет свой военный контингент на Корейскую войну, вступает в ряды НАТО, учреждает региональный военный блок (СЕНТО), объявляет войну коммунизму и портит отношения с СССР.

Тем не менее, первая попытка пересмотра ценностей и изменения республиканских традиций оказалась неудачной. Военный переворот 1960 года сверг законное правительство Мендереса. Глава правительства и два члена его кабинета были обвинены в государственной измене и казнены через повешение. Президента ожидала та же участь и жизнь ему спасло лишь активное вмешательство видных турецких общественно-политических деятелей, написавших ходатайство о его помиловании. В результате в 1964 году он был выпущен на свободу в связи с ухудшением состояния здоровья.

Через год после путча президентом становится генерал Джемаль Гюрсель. В 1966 году его заменил генерал Джевдет Сунай. 6-м президентом Турецкой Республики стал адмирал Фахри Корутюрк, руководивший страной с 1973 по 1980 год.

Военный переворот 12-го сентября 1980 года отсрочил проведение выборов президента страны. До принятия Конституции 1982 года страной правил глава военной хунты генерал Кенан Эврен, носивший титул «главы государства».

Эврен побеждает на выборах 1982 года, проходящих без участия каких-либо оппонентов, и становится 7-м президентом Турции.

Первым гражданским президентом Турецкой Республики, в прямом смысле этого слова, в 1989 году становится известный экономист, автор программы экономических реформ, лидер Партии отечества Тургут Озал. В 1993 году действующий президент умирает внезапной смертью. Завеса над тайной смерти турецкого президента приподнята недавно, в результате чего было выяснено, что 8-й президент Турции был отравлен.  

Через месяц после смерти президента Озала, Великое национальное собрание Турции выбирает премьер-министра и лидера Партии праведного пути Сулеймана Демиреля новым главой государства. Будучи умеренным политиком правого толка, Демирель в разные годы в целом 12 лет руководил правительством страны. А после семи лет, проведенных во дворце Чанкая в качестве президента, «бейэфенди» установил своебразный рекорд, завоевав титул «отца турецкой политики».  

10-м президентом Турции стал известный турецкий юрист, председатель Конституционного суда Ахмет Недждет Сезер. Его на этом посту в 2007 году заменил один из лидеров Партии справедливости и развития (ПСР), глава МИД Турции Абдулла Гюль. Покорить политическую вершину Турции Гюлю удалось не сразу, ибо его кандидатура  встретила ожесточенное сопротивление среди парламентариев. Тем не менее, 11-й президент Абдулла Гюль стал последним главой турецкого государства, избранным сроком на 7 лет законодательным органом страны.

Новые выборы

В отличие от предыдущих выборов главы государства, нынешняя президентская гонка обещает пройти в довольно интересной борьбе. То, что на пост президента страны от правящей партии будет баллотироваться лидер ПСР, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, с самого начала ни у кого не вызывало сомнения. А вот оппозиция на сей раз выдвинула кандидатуру довольно интересного и никем неожидаемого политика – бывшего генерального секретаря Организации исламского сотрудничества профессора Экмеледдина Ихсаноглу. Для полноты картины свою кандидатуру также выдвинул лидер новоучрежденной региональной прокурдской Демократической партии народов (ДПН) Селахаддин Демирташ.

Сразу же расставим все точки над «i» и начнем с Демирташа, поскольку никто в Турции, включая его самого, не верит в победу этого политика. Шансы Демирташа приравниваются к нулю, и в политических кругах Турции его участие на выборах в качестве кандидата воспринимается как некий стратегический ход.

Дело в том, что по мнению некоторых обозревателей, между турецкими властями и прокурдской партией существует некое тайное соглашение, согласно которому последняя олжна поддержать политический курс правящей партии во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Судя по этой версии, намерение по выдвижению кандидатуры Демирташа исходило из эрдогановского плана «Б», то есть на случай второго тура президентских выборов. Задача же Демирташа в первом туре заключается в том, чтобы получить поддержку курдских избирателей, готовых отдать свои голоса за оппозиционного кандидата Ихсаноглу.

Что касается кандидата в президенты от правящей Партии справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана, то шансы турецкого премьер-министра по сравнению с его главным, а фактически единственным, соперником Ихсаноглу оцениваются как более высокие.

Многие в Турции склонны полагать, что худшим исходом предстоящих президентских выборов для Эрдогана может стать проведение второго тура голосования, в котором он обязательно одержит победу.

Так что же ожидает Турцию в случае победы Эрдогана?

Сегодня практически никто в Турции не сомневается в том, что после победы на выборах и переезда во дворец Чанкая, Реджеп Тайип Эрдоган приступит к заключительной стадии проведения конституционных реформ и постепенно превратит страну в президентскую республику.

По мнению многих экспертов, Эрдоган даже не согласится на переход к президентско-парламентской форме правления и сделает все для того, чтобы сосредоточить всю полноту власти в собственных руках.

Победа Эрдогана в первом же туре кажется реальной, но его оппоненты все же могут рассчитывать на проведение второго тура. В этом случае, премьер-министр вполне может заручиться поддержкой курдских избирателей, отдавших свои голоса Демирташу в первом туре. Более того, возможно, Эрдогану на руку сыграет отсутствие четкой идеологической базы у главного оппозиционного кандидата и он может рассчитывать на победу на фоне сильных разногласий внутри крупнейшей оппозиционной Народно-республиканской партии по поводу кандидатуры Ихсаноглу.    

Тем временем, возможный уход Эрдогана с поста председателя ПСР в рядах партии воспринимается неоднозначно. По турецким законам, глава государства должен быть беспартийным, а такой расклад не устраивает многих. Есть опасения, что уход Эрдогана приведет к расколу правящей партии или, по крайней мере, ослабит ее позиции. На сей счет в Турции поговаривают, что в стране есть как партии с лидерами, так и лидеры с партиями, а ПСР как раз таки относится к второй категории.

И наконец Экмеледдин Ихсаноглу... Как можно охарактеризовать этого политика, бросившего вызов самому Реджепу Тайипу Эрдогану и объединившего основные силы турецкой оппозиции?

Ихсаноглу уже вошел в историю Турции тем, что сумел создать коалицию двух крупнейших оппозиционных партий страны – Народно-республиканской партии и Партии националистического движения. Впервые в истории эти две партии, представляющие разные идеологические лагеря, объединились вокруг единого кандидата. А таким кандидатом, по мнению функционеров обеих партий, мог стать только Экмеледдин Ихсаноглу, который заявил, что в случае победы станет президентом каждого гражданина Турции.   

Экмеледдин Ихсаноглу родился в 1943 году в Каире. Его семья переехала в Египет в 1924 году, через год после провозглашения республики в Турции. Отец Ихсаноглу, известный в Египте теолог и большой друг Мехмета Акифа Эрсоя, автора слов национального гимна Турции, был уроженцем турецкого города Йозгат, а мать происходила из турецкой семьи, эмигрировавшей из острова Родос. Академическая жизнь будущего кандидата в президенты Турции началась в знаменитом египетском Университете аль-Азхар. Здесь и в Университете Айн-Шамс молодой ученый преподавал турецкий язык и литературу. Будучи чистокровным тюрком, он в совершенстве владел несколькими языками и переводил произведения турецких авторов на арабский язык.

В 1970 году Ихсаноглу переехал в Турцию. Он продолжил академическую деятельность в Университете Анкары, получил научную степень доктора наук и стал профессором. С 1980 по 2005 год, на протяжении 25 лет, Экмеледдин Ихсаноглу являлся руководителем Исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры (IRCICA), учрежденного в Стамбуле при содействии Организации исламской конференции (ОИК).

В 2005 году он приступил к обязанностям генерального секретаря новоучрежденной Организации исламского сотрудничества (ОИС), только что преобразованной из конференции в организацию. Он стал первым турком, ставшим во главе международной организации, и первым генсеком ОИС. В 2013 году Ихсаноглу ушел с поста генсека и передал свои полномочия кандидату от Саудовской Аравии.   

Кандидатуру Экмеледдина Ихсаноглу в президенты страны поддержали 11 политических партий Турции. Он был объявлен единым кандидатом от Народно-республиканской партии (НРП), Партии националистического движения (ПНД), Демократической партии (ДП), Демократической левой партии (ДЛП) и Партии независимой Турции (ПНТ). Более того, его кандидатуру поддержали Партия великого единства (ПВЕ), Либерально-демократическая партия (ЛДП), Социалистическая рабочая партия Турции (СРПТ), Революционная народная партия (РНП), Коммунистическая партия Турции (КПТ) и Партия праведного пути (ППП). Другими словами, фактически, кандидатуру Ихсаноглу поддержали как правые, так и левые политические силы Турции.

Турецкий ученый, филолог, писатель, дипломат и теолог Экмеледдин Ихсаноглу награжден высшей наградой Турецкой Республики – Медалью за заслуги перед отечеством. Но что 71-летнему профессору светит в турецкой политике, предсказать очень трудно. 

Следует отметить, что решение о выдвижении кандидатуры Ихсаноглу вызвало бурю негодований в рядах самой оппозиции. Особенно бурной оказалась реакция некоторых функционеров НРП, считающих себя левоцентристами. По их мнению, между Эрдоганом и Ихсаноглу нет существенной разницы, ибо они оба являются убежденными консерваторами, толкующими политический ислам. Критики отмечают, что как Эрдогану, так и Ихсаноглу чужды республиканские идеалы, добрые традиции кемализма и идея лаицизма, считают они. В качестве доказательства они приводят факт эмиграции семьи Ихсаноглу из Турции почти сразу после провозглашения республики в стране.

Трудно предугадать, как отнесутся к персоне Ихсаноглу верные НРП и ее ценностям избиратели. В их рядах бытует мнение о том, что выдвижение кандидатуры Ихсаноглу является результатом крупного сговора, в котором оказалось замешано и руководство НРП.

Например, скандально известный турецкий журналист Сонер Ялчын высказал мнение о том, что предложение о выдвижении кандидатуры Ихсаноглу в качестве единого кандидата от оппозиции лидеру ПНД Девлету Бахчели сделал президент Абдулла Гюль. По его мнению, после встречи с президентом, Бахчели обсудил его предложение с председателем НРП Кемалем Кылычдароглу, и лидеры двух крупнейших оппозиционных партий Турции немедля выступили с заявлением, объявляя Ихсаноглу единым кандидатом от оппозиции. 

Дело дошло до того, что критически  настроенные в отношении единого кандидата от оппозиции функционеры НРП даже решили выдвинуть собственного кандидата, но позже передумали. В любом случае, Ихсаноглу нельзя однозначно назвать кандидатом от НРП, и в политических кругах Турции он считается политиком более близким к правым в целом, и к ПНД в частности. Здесь немаловажную роль играют религиозно-философские основания, составляющие идеологическую базу риторики Ихсаноглу.

Однако поспешно объявившие Ихсаноглу кандидатом исключительно правых сил явно ошиблись в расчетах. К примеру, одна из националистических организаций Турции среднего ранга – Платформа независимых идеалистов (Bağımsız Ülkücüler Platformu) заявила, что националисты из числа членов данной организации на предстоящих выборах поддержат кандидатуру премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Что касается Партии счастья (ПС), некогда учрежденной основоположником идеи политического ислама в Турции Неджмеддином Эрбаканом и всегда рассчитывающей на пару процентов голосов турецких избирателей, то по словам ее лидеров, ПС не поддержит ни одного из трех кандидатов.  

Однако выдвигая кандидатуру Ихсаноглу, лидеры оппозиции, возможно, рассчитывают совсем на другое стечение обстоятельств.

Во-первых, оппозиция верит в то, что избрание Ихсаноглу президентом страны в первую очередь предотвратит усиление исполнительной власти в стране. Это, по их мнению, приведет к некоему балансу между крупнейшими политическими силами Турции и создаст все условия для развития демократических принципов.

Оппозиция считает, что второго тура на этих выборах, судя по всему, избежать не удастся, и поэтому ее основная стратегия разрабатывается для ведения борьбы во втором раунде этого политического противостояния. Считается, что ввиду своих политических убеждений относительно исламской солидарности, Ихсаноглу вполне может рассчитывать на поддержку части религиозно настроенного населения страны. Данный фактор может привести к политической дезориентации значительной части консервативно ориентированного электората ПСР. Другими словами, часть избирателей, традиционно отдававшая свой голос партии Эрдогана, на сей раз может остановить свой выбор на Ихсаноглу, считая его более умеренным исламистом.

Здесь не последнюю роль играет борьба турецких властей со сторонниками религиозно-философского движения известного турецкого теолога Фетуллы Гюлена, проживающего в политической эмиграции в американском штате Пенсильвания.

Такие меры, как выявление и ликвидация так называемого «параллельного правительства», преследования членов гюленовского движения, задают определенный тон в турецком обществе и по сей день. В этом плане, при правильно организованной избирательной кампании, Ихсаноглу вполне может рассчитывать на голоса части электората ПСР, недовольной положением вещей. Именно этими обстоятельствами, видимо, и руководствовались лидеры НРП и ПНД, выдвигая кандидатуру Экмеледдина Ихсаноглу на пост президента Турции.

Как бы там ни было, выборы президента Турции, намеченные на 10 августа, пройдут в довольно жаркой атмосфере в прямом и переносном смысле этого слова.  И, по всей видимости, у действующего премьера, обладающего серьезными ресурсами, все же больше шансов на победу.

Джейхун Алекперов

Статья отражает точку зрения автора

Поделиться:
5473

Последние новости

Все новости

1news TV