Убитый словом, или Знакома ли медикам врачебная этика? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Убитый словом, или Знакома ли медикам врачебная этика?

15:00 - 31 / 07 / 2014
Убитый словом, или Знакома ли медикам врачебная этика?

«Медицина прогрессирует изо дня в день, она не может не меняться. И только одно остается неизменным – это предъявляемые к врачу высокие морально-этические и профессиональные требования»

Академик Зарифа Алиева

Прискорбно, но факт: с соблюдением этических норм у многих наших медиков настоящая проблема. Кто из нас не сталкивался с грубостью и бестактностью некоторых наших врачей? К сожалению, многие из них даже не задумываются о том, что их поведение может причинить существенный вред больному. А иногда словом можно и убить…

В редакцию 1news.az пришло письмо от читательницы, поделившейся с нами своим печальным опытом:

«Здравствуйте, уважаемая редакция! Пишу вам от обиды и бессилия. Хочу рассказать вам свою историю. У моего мужа полгода назад диагностировали онкологию. Все эти полгода заполнены бесконечными обследованиями, анализами и лечением. Первоначально диагноз был поставлен в Центральной больнице нефтяников, откуда нас направили в Национальный онкологический центр. Там биопсия подтвердила диагноз - аденокарцинома правого легкого. Мы прошли курс облучения, 3 курса химиотерапии. Не знаю, стоит ли говорить, насколько тяжелое это лечение и насколько тяжелы побочные эффекты…

Лечение очень дорогостоящее. И когда нам надо было сделать очередное КТ (компьютерную томографию), чтобы хоть как-то сэкономить, мы решили пройти ее в Больнице нефтяников (мой муж пенсионер-нефтяник имеет право на скидку).

Онколог больницы Нефтяников, Гюльнар Абдулгасанова, молодая девушка, ничтоже сумнящеся заявила моему мужу (посмотрев документы), что в онкоцентре лечили его плохо, диагноз рак легкого неправильный, что у него рак кости, и метастаз на грудной мышце. Это значит, что дальнейшее лечение бесполезно.

Вот так вот просто на основании визуального осмотра! Мы столько прошли врачей, и ни один не позволил себе сказать ему такое! Наоборот, все подбадривали, говорили, что рак излечим, надо только лечиться. А эта женщина одним словом убила в нем все надежды и желание бороться. Мне словами не передать, в каком он сейчас психологическом состоянии!

Неужели он, 40 лет отдавший морскому бурению, неоднократно награждавшийся почетными дипломами и подарками, медалью «Терегги», не заслужил хотя бы просто этичного обращения? Остается добавить, что мой муж, Рустамов Айдын

Рустам оглы, сын знатного нефтяника, мастера нефти Азербайджана, кавалера нескольких правительственных наград Рустамова Рустама, чьим именем названа одна из улиц Баку. Прошу вас написать об этом случае.

С уважением, Рустамова Татьяна».

Мы связались с Т.Рустамовой, чтобы уточнить кое-какие моменты. По ее словам, свое «заключение», онколог Г.Абдулгасанова выдала, просмотрев два эпикриза, выданных пациенту после нескольких курсов химиотерапии.

Больной отказался от лечения…

«Дело в том, что мой муж – сердечник. Поэтому ему противопоказана таргентная химиотерапия, при применении которой удается достигнуть наиболее высокой эффективности лечения. Ему проводят щадящую монохимиотерапию.

Врачи предупредили нас сразу – не ждите сразу ощутимых результатов, их может и не быть. Благодаря лечению нам удалось снять синдром и остановить рост опухоли. Г.Абдулгасанова же решила, что раз нет результатов, лечение было неправильным и диагноз неверный, и у Айдына рак кости. А увидев небольшую опухоль на грудной мышце, сказала, что это метастаз», - говорит Т.Рустамова.

Услышав диагноз, озвученный онкологом Больницы нефтяников, А.Рустамов решил полностью отказаться от лечения.

«У него изменилось лицо. На глаза навернулись слезы. «Это конец», - сказал Айдын. Пошел в киоск и купил пачку сигарет. Заявил, что смысла продолжать лечение и тратить на это деньги нет», - рассказывает Т.Рустамова.

Результаты КТ показали, что никаких метастазов на грудной мышце у А.Рустамова нет. Более того, последний курс химиотерапии дал положительные результаты – опухоль уменьшилась.

«Нам потребовалось много усилий, чтобы уговорить мужа не падать духом и продолжить лечение», - говорит Т.Рустамова.

Его лечащий врач, с которым мы связались, отказался комментировать данный инцидент, сказав лишь, что в настоящий момент больной проходит очередной курс химиотерапии. А еще, что когда А.Рустамов узнал, что «альтернативный» диагноз не подтвердился, он «расцвел на глазах»…

По словам онколога Центральной больницы нефтяников Гюльнар Абдулгасановой, ею был поставлен лишь первичный диагноз.

«Супруга пациента попросила меня высказать свое мнение о его болезни, в частности, об опухоли на грудной мышце. Так как сам больной был в курсе того, что у него онкология, я говорила в его присутствии», - объясняет Г.Абдулгасанова.

По ее словам, в любом случае, без томографии грудной клетки и биопсии, поставить точный диагноз невозможно.

«Я рада, что мои опасения не подтвердились, и хочу принести извинения в случае, если мои слова обидели этих людей», - говорит Г.Абдулгасанова.

Врач должен любить свою работу

По словам председателя Общественного объединения по просвещению в области прав человека Ирады Джавадовой, официального понятия «врачебная этика» в нашей стране все еще не существует.

«Нет официального документа, обязывающего исполнять нормы соблюдения врачебной этики, а значит, на законном основании предъявить что-либо обидевшему вас врачу нечего. Даже если грубость врача приведет к каким-либо серьезным последствиям, доказать что-то в суде практически невозможно, ведь понятие врачебной этики – субъективно», - говорит она.

«Чаще всего речь идет даже не столько о врачебной этике, сколько о человеческих качествах медика. К примеру, о своих неподтвержденных предположениях можно было поговорить с родственниками больного, не лишая его надежды в одночасье», - комментирует депутат Милли Меджлиса, директор Института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Айтен Мустафаева.

По ее словам, для врача моральный облик важен не меньше, чем профессионализм.

«К сожалению, такие понятия как биоэтика, деонтология, медицинское право в большинстве случаев нашим медикам незнакомы», - вздыхает А.Мустафаева.

«Врач должен любить свою работу, - уверена она. - И тогда подобных случаев не будет».

В качестве иллюстрации к своим словам, А.Мустафаева рассказывает историю о встреченных ею в детской клинике в Бостоне клоунах.

«Два клоуна ходили по детской клинике, развлекая малышей. Я была уверена, что они были приглашены в честь какого-то праздника, или дня рождения одного из лечащихся там детей. Когда мы разговорились, я была изумлена – оказалось, что это – два профессора-педиатра, поднимают моральный дух маленьких пациентов. Вот что значит  любить свою работу», - рассказывает А.Мустафаева.

Первая медицинская школа была создана в Азербайджане в XI веке. Там, под руководством известного на всем Востоке врача и фармацевта Омара Осман оглы велась подготовка целителей. Уже тогда Омар внушал своим ученикам, что деятельность врача основана на любви к человеку.

А нынешние медики частенько забывают о том, что хороший врач - это не только грамотный специалист, но и человек, умеющий общаться с пациентами, и ставящий перед собой цель помогать людям во всех смыслах этого слова…

Лейла Лейсан

Поделиться:
8510

Последние новости

Все новости

1news TV