Ильгар Велизаде: Эта «бомба», которая находится на оккупированных территориях Карабаха, угрожает жизни 400,000 тыс человек

«Пожалуй, одним из наиболее ярких примеров того, в каком печальном положении оказалась экономика оккупированных земель Азербайджана, может служить ситуация с Сарсангским водохранилищем», - сказал в беседе с 1news.az политолог Ильгар Велизаде.
По его словам, данный искусственный водоем некогда считался одним из значимых гидроузлов региона, выполнявшим как роль генератора электроэнергии, так и функции по созданию сети мелиоративных каналов.
В частности, благодаря Сарсангскому водохранилищу обеспечивалось орошение площадей, отведенных под стратегические виды сельхозпродукции – хлопок и виноград. Также на значительной площади Нижнего Карабаха и части Центрального Арана развивалось садоводство и плодоовощное хозяйство, имевшее не только региональное, но и союзное значение.
«Что представляет собой Сарсанг сегодня? Это устаревший сложный гидротехнический объект, лишь отчасти справляющийся со своими функциями», - констатировал политолог, отметив, что выработка электроэнергии для населения некоторых районов Нагорной части Карабаха осуществляется частично, тогда как гидромелиоративные функции утрачены полностью.
Более того, по словам И. Велизаде, с годами водохранилище начало представлять угрозу, как местному населению, так и населению прилегающих районов.
Плохие условия эксплуатации, отсутствие должного ухода как за машинами и оборудованием, так и за самой конструкцией привели к тому, что гидроузел сегодня нуждается в дорогостоящих работах по ремонту, восстановлению и консервации, которые не проводятся по банальной причине - отсутствию у оккупационных властей необходимых средств.
«Плотина высотой 125 метров и водохранилище емкостью 560 миллионов кубометров стали источником огромной опасности, фактически превратившись в «бомбу» замедленного действия. Авария, которая может здесь произойти в результате диверсии, техногенных катастроф или стихийных бедствий, наряду с экологическим кризисом, приведет к большим человеческим жертвам - в зоне возможного затопления проживают 400 000 человек», - отметил И. Велизаде.
С другой стороны, прекращение поступления воды из водохранилища наносит серьезный ущерб сельскому хозяйству региона, становится причиной опустынивания земель, создает серьезные экологические и социальные проблемы.
«Сарсанг строился по большому счету для нужд всего Азербайджана, а содержание его лишь для обеспечения отдельной части, каким является Нагорный Карабах, является по сути неэффективным, затратным и очень обременительным», - подчеркнул он.
Политолог напомнил, что несколько лет назад сепаратисты Нагорного Карабаха обращались к азербайджанской стороне с предложением реанимировать дальнейшую эксплуатацию гидроузла, ведь насосно-распределительная станция по-прежнему находится под контролем азербайджанской стороны, тогда как прочие объекты гидроузла расположены в верховьях Тертера, на оккупированных территориях. Однако гидроузел представляет собой единое целое, и управляться должен из единого центра, что логично и оправданно техническими нормами эксплуатации объекта.
«Именно таким образом Сарсангское водохранилище, Сарсангская ГЭС и сеть оросительных каналов могут выполнять свои функции в полном объеме, принося пользу всем жителям региона. Пока же продолжается оккупация территорий армянскими войсками, этого нет, а значит, объект который призван служить людям, превращается во взрывоопасный механизм замедленного действия, способный похоронить надежды на возрождение благодатного края», - отметил И. Велизаде.
Р. Абдуллаев