Ильгар Велизаде: «Армяно-иранские соглашения ничего не изменят ни в политике, ни в экономике региона»
Визит президента Ирана Хасана Роухани в Армению, и заключенные в ходе него ирано-армянские соглашения не способны оказать реального влияния на экономику двух стран, уверен азербайджанский политолог Ильгар Велизаде.
По его словам, ни одно из озвученных в Ереване предложений не было новым, все проекты армянская сторона предлагала Тегерану и раньше, но они так и остались на бумаге, потому что экономически не были ничем не подкреплены.
Призрачные маршруты
В частности, политолог скептически относится к планам Ирана и Армении составить часть транспортного коридора Персидский залив - Черное море.
«Между Ираном и Арменией, действительно, задействованы автомобильные маршруты, доставляющие грузы в грузинский порт Батуми, и далее, в европейские страны. В основном, это продукция перерабатывающей отрасли и сельского хозяйства, - объемы этих поставок незначительны.
Данный маршрут действует на протяжении нескольких лет, однако он удовлетворяет интересы только лишь локальных экономических групп и вряд ли может быть существенно расширен.
Более того, пропускная способность сети автодорог невелика, большие объемы грузов по ним не перевезешь, значительное влияние на их функционирование оказывают погодные условия, сложный рельеф - дороги проходят через горные перевалы, и зимой, например, пропускная способность значительно уменьшается. Вот это - реальная ситуация», - сказал Ильгар Велизаде.
Читайте по теме:
Детали визита: что обсуждал в Ереване Хасан Роухани? - ФОТО
Объективные реалии
По его словам, географический фактор, плюс отсутствие финансирования, не позволяет Ирану с Арменией реализовывать совместные железнодорожные проекты: «Правда, между ними был подписан меморандум о строительстве железной дороги, но денег до сих пор не нашлось.
Потому что ни в Иране, ни в Армении нет таких интересов и инвесторов, которые могли бы вложиться в проект, оцениваемый в 1,5 млрд долларов при непонятно какой загрузке и сомнительной отдаче».
Серьезной альтернативой этому является железнодорожный проект Север-Юг. «Это перспективный и эффективный транзитный маршрут, проходящий по территориям России, Азербайджана и Ирана, и далее, на страны Персидского залива.
Его планируемый ежегодный оборот составляет порядка 10-15 млн тонн грузов, к тому же маршрут будет задействован по обоим направлениям, и в тот же Иран по нему будут поступать большие объемы грузов», - сказал Ильгар Велизаде.
По его словам, ввиду перспективы увеличения числа участников проекта, сейчас стороны думают об увеличении пропускной способности маршрута по мере его развития: «То есть, проект еще даже не задействован в полной мере, а его участники уже думают над тем, как его расширить».
По убеждению эксперта, именно этот маршрут Иран, по соображениям экономической эффективности, выберет как основной, поскольку в данном случае речь идет о мультимодальной системе перевозок, предполагающей не только железнодорожное, но и автомобильное, морское, авиационное сообщение.
Газовый вопрос
Что касается энергетической составляющей ирано-армянского сотрудничества, то политолог считает, что оно тоже носит, скорее декларативный характер.
«С некоторых пор Иран и Армения рассматривают возможность своповых поставок газа через армянскую территорию в Россию. Сегодня поставляемый Ираном газ в основном направляется на армянские теплоэлектростанции, и транспортируется в виде электроэнергии обратно в Иран. Существенно изменить эту схему, исходя из реальных возможностей, не представляется возможным, поскольку число интересантов этого процесса и его характер остается неизменным.
С другой стороны, для осуществления своповых поставок Ирану свои газохранилища российской стороне предоставил Азербайджан. Здесь мы говорим о большом резерве, приблизительно 3-6 млрд кубометров газа. В Армении таких ресурсов попросту нет и денег на строительство инфраструктуры - тоже нет», - отметил Ильгар Велизаде .
С кем – в ЕвАзЭС?
Сомнительной считает азербайджанский политолог и идею об обещании Армении открыть для Ирана возможности Евразийского Союза.
«Это тоже очередной бред, не стоящий внимания, который иранская сторона тоже вряд ли оценит. Для сотрудничества с ЕврАзЭС Ирану гораздо эффективнее иметь дело с непосредственно одним из его учредителей – Казахстаном, чем с ничего не значащей Арменией.
Куда ни посмотри, Армения не может быть реально интересна Ирану с точки зрения серьезного экономического сотрудничества. Если, например, говорить о создании совместных ирано-армянских предприятий для последующего экспорта продукции в страны ЕврАзЭС, то ограниченные транспортные возможности Армении, проблемы с логистикой приведут к большим издержкам, что сводит эту идею на нет. Поэтому Ирану легче вложиться в СП, например, в том же Казахстане», - сказал Ильгар Велизаде.
Если исходить из реалий, то Армении нечего предложить Ирану, а призыв армянского президента к иранским предпринимателям вкладывать инвестиции в его страну так и останутся «гласом вопиющего в пустыне».
«Во что в Армении могут вложить инвестиции иранские бизнесмены? Сельское хозяйство Армении не может представлять для Ирана промышленного интереса, поскольку он сам производит аграрную продукцию.
Предположим, в морально устаревший медно-молибденовый комбинат. Для того чтобы поднять предприятие, нужны крупные инвестиции.
Но Иран, только выходящий из-под санкций, сегодня сам нуждается в инвестициях и приглашает инвесторов вкладывать капитал в его предприятия», - отметил Ильгар Велизаде.
«Пустые слова»
Бесперспективным считает политолог и ирано-армянское сотрудничество в сфере туризма: «Иран – в определенной степени «закрытая» страна, куда туристы не едут. Правда, иранские туристы, преимущественно те, кто ищет развлечений, едут в Армению, но турпоток слишком незначительный и в перспективе особого роста тоже не планируется, потому что цены в Армении на порядок выше, чем в Иране, что, кстати, признают и сами армяне».
Резюмируя сказанное, политолог допустил, что, возможно, какие-то из предложенных Ирану армянской стороной проектов и могут быть частично реализованы, но желаемого эффекта они не принесут.
«То есть, в ходе визита Роухани в Ереван просто были озвучены декларативные заявления и подписаны очередные бумаги, которые ничего не изменят ни в политике, ни в экономике региона», - резюмировал Ильгар Велизаде.
Ф.Багирова