В Азербайджане задумались о внедрении медицинского права
В основе многочисленных проблем в сфере здравоохранения в Азербайджане лежит отсутствие системы регулирования правовых взаимоотношений между пациентом и медицинским учреждением.
В этом убеждена депутат Милли Меджлиса, глава Института права и прав человека Национальной академии наук Азербайджана Айтен Мустафазаде.
«Хотя в больницах пациенту и предлагают подписать договор, но в нем отмечается, что врач и клиника снимают с себя ответственность», - отметила Айтен Мустафазаде в беседе с 1news.az.
Именно внедрение в стране медицинского права она считает первым необходимым шагом для ликвидации случаев нарушения прав пациентов и общей атмосферы безответственности и безнаказанности.
«Медицинское право – это отрасль юриспруденции, регулирующая отношения в сфере здравоохранения. Этой сфере более 50 лет, но в Азербайджане она пока не развита», - сказала Айтен Мустафазаде, которая также является членом Всемирной Ассоциации медицинского права (WAML).
«Медики должны знать свои обязанности, понимать ответственность перед законом. Это касается и пациентов, - подчеркнула она. – Потому перед нашим институтом встала задача придать импульс развитию этой области права в Азербайджане».
В настоящее время идет работа над учебником по медицинскому праву, которую планируется завершить к 2017/2018 учебному году. После этого институт обратится в Министерство образования Азербайджана для введения одноименного предмета в Медицинском университете и на юридическом факультете БГУ.
Глава института также отметила, что Минобразования в последние проводит различные реформы, уделяя большое внимание новым направлениям наук.
«Это объемная работа. Идет экспертиза законодательства. Это не один и не два закона, это сеть законов. Нужно все привести в соответствие, - сказала Айтен Мустафазаде. - Точные сроки введения нового предмета в вузах назвать не решусь, но я далека от того, чтобы эта работа длилась годами. Речь идет о ближайшем и реальном будущем».
Над учебником работают азербайджанские юристы, но на основе международного опыта. Параллельно готовятся предложения по совершенствованию законодательства в этой области.
«Безусловно, врачебные ошибки случаются во всех странах мира, но это влечет за собой ответственность медиков перед законом. Более того, в странах, где налажена система медицинского права, судебные иски зачастую инициируются самими адвокатами, которые, замечая явное правонарушение, сразу обращаются к пациенту с предложением вести его дело», - сказала Айтен Мустафазаде.
«В Азербайджане же в силу того, что адвокаты и вовсе не знакомы с этой тематикой, сами пациенты порой обращаются в суд, но судебные тяжбы тянутся длительное время и крайне редко завершаются успешно для подавшего иск на клинику», - добавила депутат.
По мнению Айтен Мустафазаде, одним из импульсов развития сферы медицинского права в Азербайджане может стать тот факт, что 23-й конгресс Всемирной ассоциации медицинского права (WAML) пройдет в июле этого года в Баку.
На подобных встречах присутствует много известных специалистов из сфер юриспруденции и медицины: от ЮАР до Австралии, от Европы до Японии. Обсуждаются темы очень широкого спектра: вопросы эвтаназии, репродуктивного здоровья, паллиативной помощи, хосписов, трансплантологии, банков донорских органов, прав эмбриона, прав трупа и прочее.
Воспитание культуры пожертвования органов
Одним из важных и актуальных направлений в сфере развития медицины в Азербайджане Айтен Мустафазаде считает трансплантологию, а именно - воспитание в людях культуры пожертвования органов в случае смерти.
«Это – проявление высокой социальной ответственности, только таким способом можно победить «черный рынок органов» в Азербайджане и спасти жизни множеству людей, которые сегодня просто не дожидаются своей очереди на пересадку нужных органов», - сказала депутат.
Закон Азербайджанской Республики «О трансплантации человеческих органов и/или тканей» был принят еще 28 октября 1999 года, говорит Айтен Мустафазаде, но осталось большое количество нерешенных вопросов, которые тормозят осуществление в стране законной трансплантологии.
Глава института подчеркивает, что законная трансплантология возможна лишь при заключении о смерти мозга у пациента при наличии его прижизненного согласия на пересадку его органов в случае смерти либо, если такого нет, при согласии близких родственников.
Одним из первых шагов в этом направлении Айтен Мустафазаде считает создание в каждой больнице специальных комиссий, в обязанности которых входило бы документирование факта смерти мозга.
Весьма позитивным примером в данном случае глава института считает Турцию, где еще несколько лет назад активно шла всеобщая кампания под лозунгом «Подари!».
Людей агитировали завещать свои внутренние органы в случае смерти. Специальную пометку о таком согласии можно было сделать на своем удостоверении личности.
«В таком случае, если у человека наступила смерть в результате несчастного случая или болезни, а его внутренние органы остались целы, согласно пометке в удостоверении личности медики имеют право на пересадку органов человека тем, кто в этом нуждается, - рассказала Айтен Мустафазаде. - Эта информация сразу же распространяется по всем больницам страны, что значительно повышает шансы на выживание многих людей».
Еще одним позитивным примером, по ее словам, может считаться Испания – страна, где практически отсутствует проблема нехватки внутренних органов для пересадки.
«В Испании практически 100% населения при жизни завещает свои органы на пересадку другим людям в случае собственной смерти», - сказала Айтен Мустафазаде.
Верующие в Бога люди должны подавать в этом пример, считает она, ведь «душу уже не вернешь, но еще можно подарить другому человеку надежду на жизнь».
«Начать нужно с того, чтобы прививать людям милосердие, а затем уже оформлять возможность завещания органов законодательно», - полагает депутат.
Елена Остапенко